Римское право — классика законодательства
Наивысшего развития законотворчество достигло в Риме. Римское общество было устроено сложно, и законы римлян должны были Учитывать отношения между плебеями и патрициями, квиритами (гражданами Рима) и жителями других городов и местностей Италии, обладавшими меньшими правами. Так, кроме квиритов, подданными Рима являлись и латиняне — жители латинских колоний, и прав у них было меньше, чем у квиритов. Изначально они не могли заседать в Сенате и принимать непосредственное участие в управлении государством, занимая выборные должности. Еще меньшими правами обладали пере-грины — «чужестранцы», граждане государств, присоединенных к Риму, но не сопротивлявшихся, а сдавшихся на милость победителя.
Законы римлян учитывали также права собственников, кредиторов, должников, права различных сословий — сенаторов, всадников и прочих. Причем по мере развития общества и смены форм,правления Рима менялись и законы. Так, сначала латиняне, а затем и перегрины во времена Римской империи все-таки были уравнены в правах с остальными гражданами. Они получили возможность жениться на римских гражданках и занимать любые должности в государстве. Закон императора Каракаллы объявил всех подданных Римской империи римскими гражданами. Ближе к концу Римской империи некоторые «чужестранцы» даже становились императорами, например, Филипп Араб, бывший ливийцем, то есть варваром, и правивший Римом с 244 по 249 гг. н. э.
Долгую борьбу за равенство в правах с патрициями вели в Риме плебеи. Трижды они уходили из города, недовольные своим положением, и каждый раз добивались новых уступок. Эта борьба продолжалась около 200 лет, с у по III вв. до н. э. В середине V в. плебеи добились записи законов, по которым разбираются судебные дела. В 494 г. до н. э. была утверждена должность народных трибунов — официальных защитников прав плебеев, имевших право присутствовать на заседаниях сената и приостанавливать его решения, если они ущемляют права плебеев. Затем плебеи получили право занимать в Риме государственные должности, а в 367 г. до н. э. получили право занимать высшую выборную должность республики — становиться консулами. Один из двух консулов Рима, избиравшихся на год, обязательно должен был быть плебеем. В 287 г. до н. э. было издано постановление, гласившее, что народное собрание имеет право издавать законы. В конце концов плебеи были полностью уравнены в правах с патрициями.
Законы в Римской республике предлагал обычно консул, а во времена империи — император. Потом законы обсуждались в сенате и принимались Народным собранием. Во времена империи роль народного собрания обесценилась. Спорные вопросы решались в римском суде. Судья — претор — выносил окончательное решение, а до этого обе стороны имели право выступить с речью в Сенате. Можно было говорить эту речь самому, а можно было и нанять оратора.
Свод законов и прав римских граждан был составлен специально учрежденной для этого коллегией в 451-450 гг. до н. э. и издан в виде Двенадцати таблиц. Таблицы содержали основные правила заключения сделок между патрициями и плебеями, рассмотрение споров, установление уголовных наказаний и пр. Начертанные на деревянных и бронзовых таблицах тексты законов и прав были размещены на центральной площади Рима — Форуме.
Система римского права оказала большое влияние на формирование современной системы права.
Любое древнее государство в своем развитии проходило одни и те же этапы. Изначально во главе первых городов-государств стоял один властитель — монарх. Правда, власть его, особенно на ранних этапах развития древних цивилизаций, не всегда была полной и безоговорочной. Так, первые ассирийские властители долгое время не именовали себя царями. Власть их, в отличие от египетских фараонов,…
По образу и подобию городов-государств Древнего Востока строились позже полисы Древней Греции, Этрурии, Рима — они являлись теми зернами, из которых развились ростки новых, более поздних цивилизаций древнего мира. Древнегреческих полисов известно в истории более двух тысяч. Планировкой они похожи как друг на друга, так и на города-государства Древнего Востока — те же высокие крепкие…
Сложнее, чем демократия Древней Греции, и в чем-то совершеннее было устроено правление Римской республики. Рим, возникший как город-государство около 753 г. до н. э. и прошедший эпоху правления царей, в 510 г. до н. э., изгнав Тарквиния Гордого, тоже стал республикой. С тех пор и до середины I в. до н. э., когда власть в…
В любом обществе люди не могут жить вместе без соблюдения правил общежития. Даже в стаде или стае животных существуют свои правила, основанные не только на праве силы. Так, сильные быки, рискуя жизнью, будут защищать коров и телят от стаи волков, а тот же волк не рискнет просто так охотиться на территории, принадлежащей другой стае. Добывшие…
Самым древним сводом законов, дошедшим до нас законодательством древнего рабовладельческого общества, стали законы вавилонского царя Хаммурапи. Могучий владыка Вавилона повелел высечь их на каменной стеле, где был изображен и сам он, и бог Шамаш, дающий эти законы царю. Если уж царь провозглашал законы, исходящие от самого бога, кто же осмелится противоречить им? По законам, высеченным…
Еще суровее вавилонских законов были законы в Древнем Египте. До наших дней не дошли большие списки, подобные своду законов Хаммурапи, так как египтяне писали на папирусе, а этот материал плохо сохраняется в веках, но остались всевозможные указы фараонов, касающиеся тех или иных сторон жизни страхи. Из них, а также из других сохранившихся документов можно сделать…
Одни из самых суровых законов появились однажды в демократических Афинах. Составил их в 621г. дон.э. некий Драконт, один из афинских архонтов — девяти правителей города, вместе управлявших им до образования настоящего демократического правления. Эти законы были таковы, что афинский оратор IV в. до н. э. Демад сказал: «Драконт писал свои законы не чернилами, а кровью»….
Первые цивилизации человечества зародились на Древнем Востоке — в Египте и Междуречье, позже — в долинах Инда и Хуанхэ, и всюду первым очагом, из которого развивались царства и даже империи, становился город с прилегающими к нему земледельческими районами. Город-государство — основа древней цивилизации. Первые города человечества, несмотря на значительную удаленность друг от друга и независимое…
Первыми властителями городов-государств становились предводители воинов или главные жрецы. Власть такого владыки опиралась на оружие и религию. Конечно, чем больше и сложнее хозяйство — тем сложнее им управлять. Это только в племени первобытного общества достаточно одного вождя, одного колдуна или шамана. В городе-государстве обязательно возникает расслоение людей по сферам их занятий. Теперь это уже не…