Невероятно, но факт!

Знать, граждане, рабы

Первыми властителями городов-государств становились предводители воинов или главные жрецы. Власть такого владыки опиралась на оружие и религию. Конечно, чем больше и сложнее хозяйство — тем сложнее им управлять. Это только в племени первобытного общества достаточно одного вождя, одного колдуна или шамана.

В городе-государстве обязательно возникает расслоение людей по сферам их занятий. Теперь это уже не просто соплеменники, где каждый мужчина и воин, и охотник, и сам себе оружейник. В городе-государстве каждый занимается своим делом и зарабатывает на жизнь плодами своего труда: ремесленники производят орудия труда, предметы быта, украшения; земледельцы возделывают поля, растят и убирают урожай; воины защищают всех и наводят порядок, выгодный властелину; многочисленные жрецы — так как сами культы поклонения божеству все более усложняются, — посредством священных обрядов общаются с богом, узнают его волю, заботятся о благорасположении божества к властителю города и его подданным.

Усложняются и отношения между людьми. В первобытном обществе любой мужчина мог сам сделать себе копье, пойти с ним на охоту и добыть пищу, а из шкуры убитого зверя любая женщина могла сшить одежду. Теперь земледелец должен купить или выменять посуду, орудия труда у ремесленника. Ремесленник тоже зависит от земледельца, ведь сам он не выращивает хлеб. Жизнь и земледельца, и ремесленника зависит от силы оружия защищающего их воина. Но оружие для воина делает ремесленник, а кормит воина тот-же земледелец. И это еще не все, есть купцы, жрецы, рабы и рабовладельцы, есть богатые и бедные, воры и честные труженики и даже дети и родители, и все они — подданные одного властителя, который должен управлять всеми, решать спорные вопросы. Одному человеку это уже не под силу. Властителю города-государства были необходимы помощники — опытные и решительные военачальники, требовательные и дотошные сборщики налогов, мудрые судьи, всезнающие жрецы — блюстители обрядов и хранители таинств, а также учетчики и хранители богатств, копящихся в кладовых властителей и храмов. Из этих людей складывалась знать.

Обладавшие властью делили то, что удавалось вырастить на полях, собрать в садах, а тем более захватить на войне, совсем не поровну. Большая доля ценностей попадала в руки властителя или поступала в храмы, где ею распоряжались жрецы. Верность знати покупалась властителем из этой же львиной доли. Простым воинам в Древнем Египте или Ассирии добычи доставалось несравненно меньше, а риска быть убитым в сражении — гораздо больше. Верхушка общества таким образом богатела, и по сравнению с ней земледельцы или ремесленники становились все беднее и беднее. Самые неудачливые из бедноты не могли уже выплатить налоги — ту долю из произведенных ими ценностей, которую они должны были отдать властителю и знати за управление и защиту, богу и его служителям — за высшее покровительство. Такой разорившийся и попавший в долги земледелец или ремесленник терял свой дом, свою землю и, наконец, свободу — становился рабом, работавшим на того, кому он был должен. И все же обычно такой раб мог вернуть себе свободу, отработав долги, а вот захваченные на войне пленные, жители других городов или представители враждебных племен, становились рабами на всю жизнь.

В процветающих городах-государствах рабы имелись и у простых земледельцев, и у ремесленников, а не только у властителей и знати. В лучшие годы государств рабы были почти у каждого египтянина, ассирийца, римлянина. Во всех государствах древнего мира существовало рабовладельческое общество. Раба можно было наказать, убить, продать. Рабами торговали как любым другим товаром.

Общество делится на слои не только по сферам занятости, но и по отношению к собственности, производству материальных благ и разделу произведенных материальных ценностей. Так рабы, трудясь там, где требуется их хозяину, не имели ничего, кроме скудного пропитания. Все, что было создано их трудом, присваивали себе рабовладельцы, владеющие не только землей, не только произведенными рабским трудом материальными ценностями, но и самими рабами.

Законы царя Хаммурапи

Самым древним сводом законов, дошедшим до нас законодательством древнего рабовладельческого общества, стали законы вавилонского царя Хаммурапи. Могучий владыка Вавилона повелел высечь их на каменной стеле, где был изображен и сам он, и бог Шамаш, дающий эти законы царю. Если уж царь провозглашал законы, исходящие от самого бога, кто же осмелится противоречить им? По законам, высеченным…

Суровые законы египтян

Еще суровее вавилонских законов были законы в Древнем Египте. До наших дней не дошли большие списки, подобные своду законов Хаммурапи, так как египтяне писали на папирусе, а этот материал плохо сохраняется в веках, но остались всевозможные указы фараонов, касающиеся тех или иных сторон жизни страхи. Из них, а также из других сохранившихся документов можно сделать…

Справедливость по-афински

Одни из самых суровых законов появились однажды в демократических Афинах. Составил их в 621г. дон.э. некий Драконт, один из афинских архонтов — девяти правителей города, вместе управлявших им до образования настоящего демократического правления. Эти законы были таковы, что афинский оратор IV в. до н. э. Демад сказал: «Драконт писал свои законы не чернилами, а кровью»….

Римское право — классика законодательства

Наивысшего развития законотворчество достигло в Риме. Римское общество было устроено сложно, и законы римлян должны были Учитывать отношения между плебеями и патрициями, квиритами (гражданами Рима) и жителями других городов и местностей Италии, обладавшими меньшими правами. Так, кроме квиритов, подданными Рима являлись и латиняне — жители латинских колоний, и прав у них было меньше, чем у…

Рожденное за стенами

Первые цивилизации человечества зародились на Древнем Востоке — в Египте и Междуречье, позже — в долинах Инда и Хуанхэ, и всюду первым очагом, из которого развивались царства и даже империи, становился город с прилегающими к нему земледельческими районами. Город-государство — основа древней цивилизации. Первые города человечества, несмотря на значительную удаленность друг от друга и независимое…

Правители и судьи в Ассирии

Любое древнее государство в своем развитии проходило одни и те же этапы. Изначально во главе первых городов-государств стоял один властитель — монарх. Правда, власть его, особенно на ранних этапах развития древних цивилизаций, не всегда была полной и безоговорочной. Так, первые ассирийские властители долгое время не именовали себя царями. Власть их, в отличие от египетских фараонов,…

В Древней Греции — демократическая республика

По образу и подобию городов-государств Древнего Востока строились позже полисы Древней Греции, Этрурии, Рима — они являлись теми зернами, из которых развились ростки новых, более поздних цивилизаций древнего мира. Древнегреческих полисов известно в истории более двух тысяч. Планировкой они похожи как друг на друга, так и на города-государства Древнего Востока — те же высокие крепкие…

Сенаторы, преторы и другие

Сложнее, чем демократия Древней Греции, и в чем-то совершеннее было устроено правление Римской республики. Рим, возникший как город-государство около 753 г. до н. э. и прошедший эпоху правления царей, в 510 г. до н. э., изгнав Тарквиния Гордого, тоже стал республикой. С тех пор и до середины I в. до н. э., когда власть в…

Око за око, зуб за зуб — законы Древнего мира

В любом обществе люди не могут жить вместе без соблюдения правил общежития. Даже в стаде или стае животных существуют свои правила, основанные не только на праве силы. Так, сильные быки, рискуя жизнью, будут защищать коров и телят от стаи волков, а тот же волк не рискнет просто так охотиться на территории, принадлежащей другой стае. Добывшие…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!