Невероятно, но факт!
Главная / Авиация / Летающие труженики

Летающие труженики

Конструкция вертолета «Ми-2» была настолько универсальной, что это позволило использовать его как в гражданских, так и в военных целях.В начале 50-х гг. в Советском Союзе была начата разработка тяжелого транспортного вертолета, и занялись ей специалисты авиастроительного ОКБ А.С. Яковлева. Всего год понадобился на то, чтобы создать двухвинтовой вертолет-гигант «Як-24», опытный образец которого поднялся в воздух 3 июля 1952 г. В апреле 1955 г. началось его серийное производство, было произведено около 100 вертолетов с большим фюзеляжем, вмещающих экипаж в составе 3 человек и до 3 000 кг груза, загружавшегося в машину через заднюю погрузочно-разгрузочную дверь.

Однако, несмотря на успехи ОКБ А.С. Яковлева в области гражданского вертолетостроения, основной парк винтокрылых машин СССР составляли аппараты, созданные в конструкторских бюро Н.И. Камова и М.Л. Миля.

В 1961 г. специалистами ОКБ МЛ. Миля был разработан аппарат «Ми-2», который стал первым легким вертолетом Советского Союза с газотурбинным двигателем и создавался специально для гражданской авиации. В 1964 г. лицензия на производство вертолета была передана Польше. Там вертолет «Ми-2» выпускался на заводе «WSK-PZL-Smidnik», расположенном около города Люблина. В отличие от базового варианта, в Польше «Ми-2» получил расширенный фюзеляж;, вмещающий 10 пассажиров вместо 8.

В военных целях вертолеты «Ми-2» использовались в государствах Варшавского договора в качестве связных, тренировочных и поисково-спасательных. На некоторых вертолетах были установлены 4 реактивные установки. Ряд вертолетов использовался в санитарном варианте, в кабине таких вертолетов имелось двое носилок.

Зарегистрированный ФАИ мировой рекорд скорости для вертолетов, выполнявших кругосветный полет, принадлежит американизм Россу Перро-младшему и Джеку У. Коберну и составляет 56,97 км/ч. Взяв старт 1 сентября 1982 г. в Далласе (штат Техас) и вернувшись обратно 30 сентября 1982 г., они установили официальный мировой рекорд скорости. Кругосветный полет выполнялся на вертолете «Bell 206L.» («Longranger»), названном «Spirit of Texas».

Следующим вертолетом, созданным специалистами ОКБ М.Л. Миля для гражданского использования, стал «Ми-10».Поисково-спасательный вертолет «Ка-27». Этот аппарат способен до 4,5 ч непрерывно «висеть» в небе над районом аварии. Вертолет был предназначен для перевозки крупногабаритных грузов и различных видов техники массой до 3 т. Кроме этого аппарат был способен перевозить на внешней подвеске грузы массой до 11 т. Это позволило использовать его на строительстве мостов, для перевозки и монтажа тяжелого оборудования промышленных предприятий, на строительстве буровых и линий электропередач в отдаленных, труднодоступных районах. Следует добавить, что для взлета и посадки «Ми-10» было достаточно площадки размером 80 х 80 м.

Продолжением серии большегрузных вертолетов, разрабатываемых в ОКБ, стал «Ми-17». Основное назначение этого аппарата — перевозка грузов весом до 4 т. Однако установленная на вертолете тросовая внешняя подвеска позволяет дополнительно транспортировать грузы весом до 3 т. Кроме этого «Ми-17» может использоваться для перевозки людей, для чего в грузовой кабине, оборудованной системой отопления и вентиляции, имеются откидные сиденья для 24 человек. Во время спасательных работ над дверью фюзеляжа можно установить бортовую стрелу, на которой, в режиме висения, перевозят людей и небольшие грузы.

Великолепные показатели грузоподъемности вертолета «Ми-17» были намного увеличены при создании «Ми-26», способного перевозить в грузовой кабине до 5 т, а на внешней подвеске — до 20 т крупногабаритных грузов. Такой аппарат стал незаменимым для строителей и монтажников-высотников. Сочетание большой грузоподъемности и высокой скорости сделали применение «Ми-26» экономически выгодным, и вскоре он начал широко применяться в гражданской авиации СССР.

Целую серию вертолетов для народного хозяйства Советского Союза разработали специалисты конструкторского бюро Н.И. Камова. Среди них молено отметить многоцелевой вертолет «Ка-26», предназначенный для выполнения авиационных работ в сельском и лесном хозяйствах, транспортных перевозок, выполнения санитарных и других работ. Он был способен перевозить до 800 кг груза или 6—7 пассажиров.

На вертолетах «Ка-32» установлен ряд официальных рекордов: набор высоты 6 000 м за 4 мин и 46 с, подьем груза 2 000 кг на высоту 6 400 м, подьем вертолета без груза на высоту 8 250 м.«Ка-32» стал последним аппаратом, разработанным под руководством Н.И. Камова. Вертолет совершил первый полет 24 декабря 1973 г., спустя месяц после смерти конструктора. Впервые этот аппарат был продемонстрирован в Минске во время проведения научной конференции по использованию летательных аппаратов в народном хозяйстве.

Толчком к созданию «Ка-32» послужили острые транспортные проблемы, связанные с освоением районов Крайнего Севера. Кроме того, на вертолеты этой конструкции возлагались задачи проводки караванов судов по Северному морскому пути и разгрузки судов на ходу. Такой «летающий кран» способен перевезти на внешней подвеске груз до 5 000 кг на расстояние 80 км, а в грузовой кабине — 1 500 кг на расстояние до 800 км. Вертолеты «Ка-32» нашли широкое применение и в горных условиях — для вывоза древесины, строительства линий электропередач, проведения горноспасательных работ.

Навигационное оборудование «Ка-32» позволяет осуществлять полет по выбранному маршруту в автоматическом режиме. Для этого достаточно задать географические координаты точек маршрута, и «электроника» сама проведет вертолет по ним. Полеты вертолетов «Ка-32» возможны днем и ночью как в простых, так и в сложных метеоусловиях.

Одной из последних разработок ОКБ им. Н.И. Камова стал вертолет «Ка-226». В отличие от своего предшественника, аппарата «Ка-126», он имеет 2 более мощных двигателя американского производства. Многовариантность применения «Ка-226» обеспечена широким набором легкосъемного оборудования. В пассажирском варианте к фюзеляжу крепится кабина для 6—7 пассажиров или для размещения груза массой 1 300 кг. В сельскохозяйственном варианте вертолет имеет специальное оборудование для опрыскивания полей и лесов химикатами. Пилотская кабина имеет хороший обзор, она оборудована системами обогрева и кондиционирования. В кабине при необходимости может быть установлено навигационное оборудование, позволяющее выполнять полеты днем и ночью в сложных метеоусловиях. Низкий уровень шума в полете вследствие малой удельной нагрузки на лопасти и возможность продолжения полета с одним работающим двигателем позволяют использовать вертолет «Ка -226» для перевозки пассажиров над городами.

Самый древний летательный аппарат на земле.

Готов поспорить, мало кто догадывается, что знакомый каждому воздушный змей является самым старым летательным аппаратом на Земле и, следовательно, самым первым. А построен первый воздушный змей был очень изобретательными людьми, населяющими Древний Китай. Они дали человечеству бумагу, порох, изобрели фейерверк, известный нам как салют, построили Великую китайскую стену и еще множество полезных вещей, среди которых…

Крылатая легенда

Рассказывая о летательных аппаратах, рожденных инженерной мыслью Н.Н. Поликарпова, нельзя не остановиться на самолете первоначального обучения «По-2» («У-2») — самолете-легенде. Это был самолет, на котором совершали свой первый полет практически все пилоты СССР в 20—30-х гг. XX в. О его надежности, летных характеристиках и безотказности ходят легенды, а рассказы о его применении в годы второй…

Труба, в которой лечат “болезни” самолета

В начале 20-х гг. в СССР была предпринята попытка создать первый истребитель собственной конструкции — «И-1» («Ил-400»). Проектирование нового самолета поручили авиаконструктору Н.Н. Поликарпову. Первый же полет самолета закончился неудачей — аппарат после взлета упал на хвост. Специалистам ЦАГИ после длительных исследований удалось найти «болезнь», которой болел новый самолет — у истребителя центр парусности не…

Аэродром для самолета-амфибии

«Куда мы плывем? — думали моряки, с тревогой вглядываясь в даль. — Не встретим ли мы на своем пути неожиданное препятствие — рифы, мели, неприятеля?» Но много ли увидишь с палубы качающегося на волнах корабля? Вот если бы можно было подняться повыше… Вскоре на верхушке самой высокой мачты начали устраивать наблюдательный пост. Обзор стал гораздо…

Винтокрылая мощь военной Германии

В годы второй мировой войны конструкторы фашистской Германии добились неплохих результатов в области вертолетостроения. И это не случайно, ведь немецкие генералы, считая, что победа в войне во многом зависит от техники, требовали от авиаконструкторов создания самых разнообразных машин — от реактивных самолетов до ракет «U-2», от летающих монстров до загадочных винтокрылов. Перед самым началом войны…

Последователи Делала

Итак, человек получил в свое распоряжение летательный аппарат в виде воздушного змея. Теперь можно было оторваться от земли и всем телом почувствовать захватывающую прелесть полета. Казалось бы, мечта человека осуществилась… Однако через некоторое время люди, поднимающиеся в воздух при помощи такого аппарата, ощутили некоторую ограниченность подобного полета. Не очень приятно болтаться на привязи и подчиняться…

Эра Туполева в авиации ССР

Не менее интересна судьба другого известного авиационного конструктора СССР — Андрея Николаевича Туполева. Начало его конструкторской деятельности в авиации напрямую связано с работой в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). В 1921 г., после смерти Н.Е. Жуковского, руководство институтом перешло к С.А. Чаплыгину. Вскоре ему удалось собрать в стенах ЦАГИ группу талантливых молодых конструкторов, в число которых…

Как обогнать звук?

Примерно через пятьдесят лет после своего рождения авиация отметила еще одно знаменательное событие — самолет смог преодолеть звуковой барьер. Это означает, что с этого момента скорость некоторых видов специальных летательных аппаратов (сверхзвуковых самолетов) стала больше скорости звука, которая в зависимости от высоты полета равна 300—340 м/с. Преодолеть этот барьер оказалось не таким уж легким делом….

Летающие корабли Григоровича

Строительство лодочных гидросамолетов в России началось в 1913 г. под руководством Д.П. Григоровича, который, последовательно совершенствуя схему однодвигательного лодочного гидросамолета, разработал вполне работоспособную модель. На основе этой модели, построенной по схеме многостоечного биплана с толкающим воздушным винтом, весной 1915 г. конструктор создал очень удачную двухместную летающую лодку «М-5». Летающая лодка «М-5» значительно отличалась от своего…

Геликоптерных дел мастера

Плечом к плечу с ведущими вертолетчиками Советского Союза Б.Н. Юрьевым, Н.К. Скржинским и И.П. Братухиным создавали свои, ставшие позже знаменитыми на весь мир винтокрылые машины конструкторы А.С. Яковлев, М.Л. Миль и Н.И. Камов. Опытно-конструкторское бюро М.Л. Миля было создано в 1947 г. К этому времени коллектив ОКБ завершил работу над проектом одновинтового летательного аппарата, первый…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!