Невероятно, но факт!
Главная / Космос / Тяжелые носители Европейского космического агентства

Тяжелые носители Европейского космического агентства

Ракета-носитель Ariane-5При создании европейских носителей использовался принцип постепенного совершенствования существующих систем, считающийся традиционным в самолетостроении. Это показывают различные модификации РН, в том числе РН Ariane-4. В отличие от них тяжелая Ariane-5 — новый шаг вперед во всех отношениях, поэтому эта РН, как предполагают западноевропейские специалисты, должна стать первой моделью новой серии. С помощью РН Ariane-5 предусматривается производить запуски КА на орбиту, переходную к геостационарной, а также на низкую околоземную орбиту.

Бак первой ступени изготавливается из алюминиевого сплава толщиной 3 мм и имеет теплозащитное покрытие из полиуретана толщиной 2 см. В изготовлении РН принимают участие следующие фирмы: французские Aerospatiale (интегратор), SEP (двигатель), и Cryospace (бак); голландская Fokker (рама крепления двигателя); бельгийская SABCA (система запуска двигателя). На ступени установлен криогенный ЖРД Vulcan-HM6O.

Для второй ступени РН Ariane-5 предусматривается поддержание состояния готовности к пуску РН в течение 60 дней после заправки ее ракетным топливом. На ступени устанавливается ЖРД L-9 германской фирмы DASA, предусматривающий четырехкратное включение. С его помощью осуществляется управление по тангажу и рысканью.

РН Ariane-5 имеет два твердотопливных ускорителя Р-230. Ускорители изнутри выложены теплозащитным покрытием. Горловина сопла изготавливается из углерода, армированного углеродным волокном. Гибкий подшипник обеспечивает от-клонение сопла на 6,0…6,6°. Корпус ускорителя — из стали D6AC, подвергнутой термообработке. В качестве теплоизоляции применяется этиленопропиленодиеновый мономер и двуокись кремния или кевлар. Для выведения одновременно двух и трех КА предусмотрены специальные сменные коническо-цилиндрические отсеки ПН Spelda и Speltra, устанавливаемые в обтекателе ПН.

РН Ariane-5 по грузоподъемности является одной из самых мощных РН, существующих в мире. За счет нее ЕКА рассчитывает существенно укрепить свои позиции на международном рынке РН, где конкурентная борьба может еще больше обостриться по мере активного выхода на него все новых стран. Определенные надежды на использование этой РН связывает ЕКА с ожиданием увеличенного спроса на международном рынке для запуска КА в связи с программой создания международной орбитальной космической станции.

Первый пуск РН Ariane-5, состоявшийся в июне 1996 г., закончился неудачей — взрывом всего через 40 с после старта из-за ошибки в программном обеспечении. В конце октября 1997 г. был осуществлен второй, успешный пуск этой РН. Третий пуск в рамках квалификационных испытаний состоялся в октябре 1998 г. Первый эксплуатационный полет РН Ariane-5 состоялся в декабре 1999 г. с астрономическим К А ХХМ.

Планами модернизации (программа Evolution) предусматривается создание целого ряда моделей РН Ariane-5 различной Характеристики РН Ariane-5грузоподъемности: 5E/S (7,1 т на переходную орбиту), 5E/SV (8 т), 5Е/СА (10 т),5Е/СВ (12 т).

Коэффициент надежности РН Ariane-5 согласно расчетам должен составить 0,985. В настоящее время стоимость пуска РН Ariane-5 оценивается в 120…130 млн дол. Предполагается снизить эту стоимость на 10 % по сравнению с РН Ariane-4.

Тяжелые носители Японии

В рамках реализации новых космических программ NASDA работает над усовершенствованием РН Н2 — созданием более мощной модификации РН Н2А («Эйч2А»). На первой ступени этой РН предполагается установить криогенный ЖРД LE-7A, a на второй — криогенный ЖРД LE-5B. В качестве навесных ускорителей должны быть установлены те же два навесных ускорителя, что и на РН Н2. РН…

Средства управления КА международных консорциумов и коммерческих фирм

Ряд коммерческих частных фирм эксплуатируют около 10 систем спутниковой связи. К числу таких систем относятся: Intelsat, Galaxy, Telstar, Panamsat, Inmarsat, Iridium, GlobalStar и др. Зона действия систем может быть глобальной или региональной (территория США и заданных районов) в зависимости от числа КА, используемых в системе. Как правило, фирмы имеют собственные малопунктные наземные комплексы, осуществляющие управление…

Опыт и принципы космического страхования

В России космическое страхование появилось в начале 1990-х гг. Этот период для космической деятельности характеризуется расширением практики создания и эксплуатации космических систем и комплексов на коммерческой основе, выходом ряда предприятий ракетно-космической отрасли на внешний рынок. В связи с этим актуальными становятся вопросы повышения экономической защиты космических проектов, прежде всего за счет созда-ния эффективно действующей системы…

Перспективные ракеты-носители

Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева в рамках программы «Ангара» ведет разработку целого ряда ракет-носителей, ключевым звеном которой является создание ракеты-носителя тяжелого класса — носителя XXI в. как транспортной основы космической программы России. ОКР по созданию семейства РН «Ангара» проводится на основании Указа Президента РФ № 14 от 6 января 1995 г. «О создании…

Сравнительная оценка вариантов стартовых комплексов

Стартовый комплекс — это составная часть космического комплекса, предназначенная для проведения предстартовой подготовки средств выведения и космических объектов и осуществления их пуска. Стартовые комплексы различаются по следующим признакам: класс ракеты-носителя: легкий; средний; тяжелый; сверхтяжелый; способ сборки и транспортировки: горизонтальная; вертикальная; метод подготовки ракеты космического назначения: фиксированный; мобильный; смешанный; место дислокации: материковый (наземный, заглубленный и подземный);…

Современное состояние и перспективы международно-правового регулирования космической деятельности

Объективный ход мирового развития привел к тому, что космическое пространство стало, с одной стороны, сферой столкновения национальных интересов различных государств, а с другой — ареной расширяющегося международного сотрудничества. Фактически сегодня мир вступает в новую фазу геополитического противоборства — в фазу борьбы за достижение стратегического превосходства в космическом пространстве, проявляющегося в экономической, социально-политической и военной областях….

Носители среднего класса США

Фирма Lockheed Martin использует для коммерческих запусков три двухступенчатых РН семейства Atlas-Centaur: Atlas-2, Atlas-2A, Atlas-2AS. С 1997 г. не используется их предшественница РН Atlas-1. Эти РН способны выводить КА на орбиту, переходную к геостационарной, и различаются между собой главным образом грузоподъемностью. Эксплуатируемая с 1991 г. РН Atlas-2 (табл.) с 1995 г. производится только в г….

Эволюция и тенденции развития комплексов управления КА за рубежом

До середины 1960-х гг. для управления конкретными типами КА создавались специализированные сети слежения. Они разрабатывались разными фирмами, имели свою аппаратуру управления КА и наземные станции. Это относится к большинству гражданских и военных КА того периода. Недостатком такой организации управления КА было быстрое увеличение числа наземных станций слежения при их относительно малой загрузке, что привело к…

Основные тенденции развития космонавтики в России

Космическая деятельность относится к категории высших государственных приоритетов России вне зависимости от социально-экономических реформ и преобразований и, безусловно, должна базироваться на государственной поддержке — политической, экономической, юридической. В основу ее организации должен быть положен программно-целевой подход, основанный на выделении приоритетных целей космической деятельности и разработке программы их достижения, определяющей главные цели и задачи космической деятельности…

Средства выведения нового поколения на базе универсального ракетного блока

Экологические проблемы и стремление к повышению конкурентоспособности РН «Ангара» делают весьма актуальным появление в перспективе всеазимутальных вариантов РН, не требующих для своей эксплуатации отчуждения районов падения отделяющихся частей на суше. С этой целью ракетные блоки первой ступени РН должны оснащаться системой спасения самолетного типа, обеспечивающей их возвращение в район старта после отделения от РН. При…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!