Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Беседы об изобретательстве / Новое рождается всюду / Наиболее опасен срыв первого в связке

Наиболее опасен срыв первого в связке

Если он вышел вверх от точки страховки, предположим, на пять метров, то в случае срыва он пролетит пять метров, до уровня страхующего и еще пять метров, пока веревка натянется и остановит его падение. Падая, тело приобретает кинетическую энергию, равную произведению веса тела на высоту падения.

Остановить тело согласно закону сохранения энергии можно только единственным способом — полностью поглотив его кинетическую энергию. И это должен сделать страхующий. Новички в горах, а иногда и бывалые альпинисты, увидев срыв и падение товарища, забывают эту азбучную истину и стремятся тут же жестко («мертво») закрепить веревку в точке страховки. Но этим они оказывают плохую, можно сказать, медвежью услугу.

Возникающий динамический удар при натяжении жестко закрепленной веревки часто может превышать тысячу килограммов, он рвет веревку, а если она выдерживает, то повреждает ребра альпиниста или разрушает точку опоры (срывает страхующего, выдергивает крюк).

Единственный путь поглотить энергию падающего или скользящего тела — это превратить ее в работу трения. Она будет равна при этом произведению сил трения на длину протравленной веревки. Сорвавшийся альпинист остановится, когда работа трения станет равной его кинетической энергии. Из этих простых рассуждений можно определить, сколько же метров веревки надо протравить для задержания сорвавшегося альпиниста. Эта величина, естественно, будет зависеть от высоты падения и от силы трения. Мы рассмотрели классический способ страховки, который почти столетие применяется в горах.

Какие у него недостатки?

Их несколько. Далеко не всегда удается обеспечить плавное протравливание веревки.

«Беседы об изобретательстве», Н.Петрович

Поиски новых типов велосипедов не обходятся без курьезов

Так, на ежегодном конкурсе транспортных диковинок в Японии одно из первых мест занял велосипед с квадратным задним колесом. Самое удивительное, что вопреки так называемому здравому смыслу этот квадрат вертится. Велосипед прекрасно передвигается и даже менее подвержен тряске на ухабах. Повышенный интерес к велосипеду не случаен. Если значительная часть землян пересядет с автомобиля на велосипед, то…

Особенно легко стартовать утром в солнечный день

Восходящие потоки воздуха легко подымают вас, и плавание по воздушному океану может длиться десятки и сотни минут. Рекордные полеты длятся несколько часов. Если склон покрыт снегом, то разгоняться можно на лыжах. Применяют и принудительный старт за катером, автомашиной, вертолетом, самолетом. Широкое распространение дельтаспорт получил за рубежом. Там налажено промышленное производство дельтапланов, есть клубы и школы,…

Любопытная деталь

Любопытная деталь — победа над первым из трех игроков одерживается взятием короля, а остальные фигуры, оставшиеся на поле брани, становятся пленниками победившего. Он имеет право, «не вникая в их склонности», присоединить их к своим для борьбы с оставшимся противником. Двухцветная армия теперь вступает в единоборство с одноцветной. Правила новой игры просты. Патент уже куплен одной…

Альпинизм

Хорошо известно имя выдающегося альпиниста, заслуженного мастера спорта В. Абалакова. Но далеко не все знают о его научной и изобретательской деятельности в области спорта. Те, кто занимался высокогорным туризмом и альпинизмом, конечно, пользовались «кошками Абалакова», «рюкзаками Абалакова», «карабинами Абалакова» или хотя бы слышали о них. Начав с альпинизма, он заглянул и в другие виды спорта….

Автоматический амортизатор

Например, при страховке через уступ веревка может заклиниться или зацепиться, возникает резкая остановка с ее печальными последствиями. Далее, при страховке через корпус не всегда удается удержаться при рывке, особенно на крутых участках. Наконец, страхующий может испугаться при срыве товарища и действовать неправильно. Вот эти факторы и заставили искать пути принципиального улучшения методов страховки. Многолетние наблюдения…

Испытания автоматического амортизатора

Испытания автоматического амортизатора в горах Кавказа подтвердили его неоспоримое преимущество перед традиционными методами страховки. Приходится удивляться, что такая простая идея долго не приходила никому в голову. Вспоминается афоризм замечательного советского ученого П. Капицы: «Как хорошо устроена природа: все простое верно, а все сложное неверно». Скальный уступ подходящей формы позволяет надежно закрепить веревку. Она или закладывается…

Как закрепить веревку на льду и на снегу?

И для этого В. Абалаков создал ценные изобретения. Например, ледобур. Его можно легко завертывать в лед, и он обеспечивает, как показали испытания, высокую прочность закрепления — до 1200 килограммов. Ледобур в два раза легче обычных крючьев, которые забивают в лед, а также значительно быстрее бурит его. Представьте себе, что надвигается страшная гроза или буран. Вам…

Как изменить конструкцию автомобиля

Как же изменить конструкцию автомобиля, чтобы не допустить его мгновенной остановки при столкновениях? Для этого, как ни жалко, приносят в жертву переднюю и заднюю части машины. Моторную часть и багажник делают сминающимися, а пассажирский салон очень прочным. Тогда при столкновении автомашин на их деформацию уходит некоторое время и остановка получается не мгновенной. Благодаря этому кинетическая…

Грубая ошибка

Многие пешеходы думают, что, увидев опасность, водитель мгновенно начинает тормозить. Грубая ошибка. Время прохождения информации по цепи «глаза — мозг — мышцы ноги — педаль тормоза» составляет 0,1—0,2 секунды. За это время автомобиль при скорости 100 километров в час проходит три-шесть метров, А ведь это заметная добавка к тормозному пути. Электроника дает возможность исключить потерю…

Одна из причин катастроф

Одна из причин катастроф — плохой обзор пространства водителем. Появились экспериментальные машины с установленными на крышах перископами, давно применяемыми на подводных лодках, но с более широким углом зрения. Приборы увеличивают поле видимости дороги и резко уменьшают «невидимые зоны» из-за идущих рядом машин. В будущем на смену перископам придут портативные телевизионные камеры. Соединив перископ с системой…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru