Невероятно, но факт!
Главная / Детям / Быт человека / Строительство / Что мы знаем о строительстве?

Что мы знаем о строительстве?

Самая древняя из обнаруженных дорог была построена в Англии 6000 лет назад и представляла собой деревянные мостки, проложенные для пешеходной переправы через болото.

Сохранившиеся сооружения древней цивилизации инков сложены из огромных каменных блоков, настолько тщательно подогнанных друг к другу, что между ними не проходит лезвие ножа. Такой точности добивались, обрабатывая блоки лишь каменными молотками. Транспортировали блоки, волоча их по мощенным гравием дорогам.

Александр Македонский пытался восстановить монументальную ступенчатую пирамиду, которую считали прообразом Вавилонской башни, но не успел. О масштабах работы говорит уже то, что на предварительную расчистку мусора 10 000 человек потратили два месяца.

Римляне оставили миру очень важное изобретение — бетон. Они использовали его, например, для водовода, проложенного по самому большому из построенных ими мостов длиной 275 метров и высотой 49 метров, перекинутому через реку Гардон у города Ним свыше 2000 лет назад.

Древние русские мастера-плотники умудрялись возводить величественные деревянные храмы без единого гвоздя, подгоняя топором и долотом бревна так, что при их укладке не оставалось щелей. Даже сами бревна не распиливали пилой, а перерубали топором, да без единой зазубрины!

Использование льда для сооружения неприступных укреплений или праздничных забав было известно на Руси с незапамятных времен. А в 1740 году в Санкт-Петербурге был построен Ледяной дом для развлечений императрицы Анны Иоанновны. Имел он около 17 метров в длину, более 6 — в высоту и был украшен ледяными статуями.

Выдающийся изобретатель-самоучка Иван Кулибин, находясь на службе у императрицы Екатерины II, соорудил для нее дворцовый лифт. Для бесшумной и плавной работы подъемника он, видимо, впервые применил в качестве смазки графит. А хорошо знакомый нам электрический лифт появился лишь к концу XIX века.

Стоящее скоро уже двести лет напротив Кремлевской стены в Москве здание Манежа было в свое время уникальным для России сооружением. Его деревянные перекрытия длиной 45 метров не имели ни одной промежуточной опоры! Чтобы спасти прогнувшийся вскоре после постройки потолок, изобретательный строитель Слухов предложил проделать специальные окошки в крыше здания, с тех пор так и называемые слуховыми.

С помощью радиолокатора, установленного на борту космического корабля «Шаттл», были обнаружены остатки древнейшей Великой китайской стены, возведенной более тысячи лет назад. А сейчас в одном из городов Китая строится каменная стена с художественной резьбой, длина которой должна достичь двух километров.

Знаменитый туннель под Ла-Маншем начал прокладываться еще в… 1882 году. Для его проходки было изобретено специальное землеройное устройство, способное «просверлить» за неделю стометровое по длине и более чем двухметровое по диаметру отверстие.

Чтобы заменить вышедшие из строя трубы, проложенные глубоко под поверхностью земли, в японских и американских городах применяют миниатюрные буровые машины, подобные проходческим установкам. С помощью таких «кротов» роют туннели диаметром до метра и протяженностью в несколько десятков метров, не вскрывая асфальт и не останавливая движение на улицах.

Как можно использовать взрыв в мирных целях, было продемонстрировано в 1968 году в районе Алма-Аты. Чтобы спасти город от селевых горных потоков, направленным взрывом возвели огромную плотину, перегородившую ущелье. На это потребовалось более 5600 тонн взрывчатки.

Один из создателей американского атомного оружия Э. Теллер предложил построить новую гавань на побережье Аляски с помощью… серии атомных взрывов. По его мысли, из-за взрывов вдоль берега образуются глубокие впадины, куда уйдет океанская вода, и сформируется естественный порт.

Французское правительство планирует построить судоходный канал, который соединит к 2005 году реки Рейн и Рона, благодаря чему крупные корабли смогут идти из Северного моря в Средиземное «сквозь» европейский материк.

Лазерный луч применяют и в строительстве. Например, при возведении Останкинской телебашни с его помощью контролировалась ее вертикальность и выявлялись отклонения, возникающие как под воздействием ветра, так и из-за одностороннего нагрева башни солнечными лучами.

Подъемные краны, будучи сперва низенькими и малосильными, теперь позволяют переносить сотни тонн строительных материалов в сутки на высоту небоскреба. Помимо передвижных автокранов, сегодня применяют башенные и ползущие, которые «растут» или перемещаются внутри здания вместе с его возведением.

Самая высокая винтовая лестница располагается вокруг дымовой трубы в испанском городе Барселоне. Достигает она 63 метров и насчитывает 217 ступеней.

Самый длинный подвесной мост, построенный у французского города Гавр, имеет в длину 2141 метр. При тестировании его опор и центральной части настила в аэродинамической трубе выяснилось, что они выдержат сопротивление ветру, дующему со скоростью 180 километров в час. А общая длина моста, перекинутого через реку Тежу в Португалии и введенного в строй весной 1998 года, составляет 18 километров!

В Китае сооружен бассейн площадью семь тысяч квадратных метров. Предназначен он Для экспериментов по аэро- и гидродинамике, испытаний торпед и моделирования запуска и приводнения космических кораблей.

Чтобы предохранить здания от землетрясений, в Японии изобрели для них «подставки». Состоят они из множества слоев стали и резины, имеют метровую толщину, способны выдержать нагрузку в 200 тонн и готовы служить 60 лет.

В ближайшее время должен состояться старт первой ракеты с международного океанского космодрома. Им станет переоборудованная нефтяная платформа «Одиссей» массой в 30 тысяч тонн. Ее отбуксируют в район вблизи экватора, откуда выгоднее производить запуски в космос, используя вращение Земли, и надежно «заякорят». На платформе разместятся топливные баки, ангар для хранения ракет и система их подъема на стартовую площадку.

В восьмидесятых годах был проведен эксперимент с лунным грунтом, доставленным на Землю американским астронавтом. Опыт показал, что из него можно изготовить довольно прочный бетон. Сегодня изобретено несколько способов создания материалов для постройки лунных жилищ, в том числе и обезвоженного бетона, с использованием пород, встречающихся на нашем естественном спутнике.

В городе космонавтов Звездном начался набор добровольцев, готовых жить и работать в будущих внеземных поселениях…

Человек и его жилище

Единый Город скроет шар земной. Как в чешую, в сверкающие стекла. Чтоб вечно жить ласкательной весной, Чтоб листьев зелень осенью не блекла… В. Брюсов Одна из самых первых потребностей человека — нужда в жилище. Да и не только человека. Птицы вьют гнезда или устраивают их в дуплах, многие животные роют норы, а есть и такие…

Что нам стоит дом построить?

Не стоит относиться к древним строителям пренебрежительно, считая их творения примитивными. Скорее, нам следует удивляться, как скромными средствами, из подручных материалов они умудрялись возводить вполне пригодные для обитания жилища. В ход шло все — и дерево, и камни, и песок, и глина, и даже… снег. Да-да, тот самый, из которого мы лепим снежки и снежных…

Чудеса земные и… космические

Когда говорят о диковинах древности, то обязательно упоминают знаменитые сооружения, имевшие циклопические размеры. Это те самые «семь чудес света», вошедшие в поговорку. Заметьте, что все они — достижения строительства. К сожалению, почти все «чудеса» были разрушены либо во время нашествий врагов, либо землетрясениями. Однако по описаниям можно восстановить внешний облик этих поразительных сооружений. Например, около…

Как перебраться через реку?

Для того чтобы торговать или перевозить строительные материалы, человеку были нужны хорошие пути сообщения. Их учились строить еще в древности: самую старую мощеную дорогу обнаружили в Египте, ей около двух с половиной тысяч лет. По ней доставлялись трехтонные блоки для постройки пирамид. Но это на ровной местности. А что делать, если на пути встречались такие…

Можно ли избежать вредных колебаний?

Мостостроение, как вы убедились, оказалось не изолированным от других направлений зодчества. Найденные при постройке мостов решения были использованы при возведении иных гигантских сооружений — таких, как небоскребы и устремленные, словно иглы в небеса, телебашни. Вот, скажем, проблема колебаний. Помимо собственной тяжести и веса движущегося транспорта, мосту приходится испытывать нагрузки, связанные с ветром. Дело в том,…

На чем и из чего строить?

Что нужно для того, чтобы здание прочно стояло на земле? Конечно, скажете вы, надежный фундамент. Действительно, если наше сооружение не будет как следует укреплено в самом низу, под поверхностью земли, его верхняя часть окажется неустойчивой. Потому-то и роют котлованы, кладут в их основание тяжелые и широкие плиты либо забивают глубоко в землю сваи, а потом…

До куда «растут» небоскребы и башни?

А могут ли современные строительные материалы позволить возвести сооружения, которые стали бы новыми «чудесами света»? Что ж, вполне. Заметим только, что строительство такого рода не ведется ради рекордов, уж очень дорого они обходятся. Почему же строят небоскребы? Ведь это дело трудное, нужно решить множество проблем, возникающих при расчете прочности перекрытий, подаче на большую высоту воды,…

Где размещать города?

Устремленная в высоту архитектура современных городов во многом определялась необходимостью собрать вместе большое количество людей. Это, в каком-то смысле, пережиток индустриальной эпохи. Когда создавались крупные предприятия, требовалось поселить работающих на них людей поблизости. И далее выросшие скорости транспорта не позволяют жить в большом удалении от места работы. Сейчас в мире наметилось направление, которое архитекторы называют…

Какими будут космические жилища?

В те дни, когда дописывалась эта книга, прозвучало сообщение, что наконец принято решение о строительстве новой международной орбитальной станции, поскольку срок работы орбитальной станции «Мир» подходит к концу. Переговоры о ее создании велись не один год, ведь трудности, с которыми приходится сталкиваться на Земле, часто отвлекают от космических дерзаний. В настоящее время ни одно из…

Все права защищены ©2006-2025. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!