Что нам стоит дом построить?
Не стоит относиться к древним строителям пренебрежительно, считая их творения примитивными. Скорее, нам следует удивляться, как скромными средствами, из подручных материалов они умудрялись возводить вполне пригодные для обитания жилища. В ход шло все — и дерево, и камни, и песок, и глина, и даже… снег.
Да-да, тот самый, из которого мы лепим снежки и снежных баб зимой. Но ведь есть такие места на Земле, где снег не тает почти круглый год — приполярные районы. Живущие там сотни лет эскимосы научились строить жилища из снежных блоков, как лиса из сказки — ледяную избенку. Вход в них делали через отверстие в полу, к которому снаружи вел прорытый в снегу коридор, благодаря чему в помещение не проникал холодный воздух. Называется такой дом иглу. Отапливая его жировыми лампами, внутри поддерживали температуру, превышающую наружную на 65 градусов!
А на территории Украины при раскопках были найдены остатки жилищ, построенных около пятнадцати тысяч лет назад из костей мамонта. Это примеры изобретательности наших предков, опробовавших, видимо, все, что попадалось под руку, в надежде приспособить для строительства.
Конечно, эффективность такого перебора материалов была невелика. И когда предстояло возводить крупные постройки типа храмов и пирамид, нужно было заранее знать, выдержат ли будущие нагрузки элементы конструкции. А таковыми служили прежде всего бревна и каменные блоки.
Однако, подбирая прочные материалы, человек сталкивался с проблемой перемещения непосильных тяжестей. Недаром пирамиды даже с применением простейших механизмов строились армиями рабов на протяжении десятилетий.
Прочность конструкций и их вес — вечное противоречие, которое сопровождало строителей и архитекторов. Ведь сооружение по крайней мере не должно было рухнуть под собственной тяжестью. Но пока люди заимствовали у природы такие готовые материалы, как дерево и камень, им приходилось ломать голову над способами их транспортировки и подъема.
И лишь много позже техника оказала ощутимую помощь строителям. Появились подъемные краны, ковши, а ближе к нашему времени — тягачи, бульдозеры, катки, скреперы, экскаваторы и даже вертолеты. Переместить необходимые для постройки детали и блоки теперь можно, лишь нажав на кнопку, приводящую в действие двигатели строительных машин.
Но все-таки кое в чем нам и сегодня нелегко превзойти наших предшественников…
Когда говорят о диковинах древности, то обязательно упоминают знаменитые сооружения, имевшие циклопические размеры. Это те самые «семь чудес света», вошедшие в поговорку. Заметьте, что все они — достижения строительства. К сожалению, почти все «чудеса» были разрушены либо во время нашествий врагов, либо землетрясениями. Однако по описаниям можно восстановить внешний облик этих поразительных сооружений. Например, около…
Для того чтобы торговать или перевозить строительные материалы, человеку были нужны хорошие пути сообщения. Их учились строить еще в древности: самую старую мощеную дорогу обнаружили в Египте, ей около двух с половиной тысяч лет. По ней доставлялись трехтонные блоки для постройки пирамид. Но это на ровной местности. А что делать, если на пути встречались такие…
Мостостроение, как вы убедились, оказалось не изолированным от других направлений зодчества. Найденные при постройке мостов решения были использованы при возведении иных гигантских сооружений — таких, как небоскребы и устремленные, словно иглы в небеса, телебашни. Вот, скажем, проблема колебаний. Помимо собственной тяжести и веса движущегося транспорта, мосту приходится испытывать нагрузки, связанные с ветром. Дело в том,…
Что нужно для того, чтобы здание прочно стояло на земле? Конечно, скажете вы, надежный фундамент. Действительно, если наше сооружение не будет как следует укреплено в самом низу, под поверхностью земли, его верхняя часть окажется неустойчивой. Потому-то и роют котлованы, кладут в их основание тяжелые и широкие плиты либо забивают глубоко в землю сваи, а потом…
А могут ли современные строительные материалы позволить возвести сооружения, которые стали бы новыми «чудесами света»? Что ж, вполне. Заметим только, что строительство такого рода не ведется ради рекордов, уж очень дорого они обходятся. Почему же строят небоскребы? Ведь это дело трудное, нужно решить множество проблем, возникающих при расчете прочности перекрытий, подаче на большую высоту воды,…
Устремленная в высоту архитектура современных городов во многом определялась необходимостью собрать вместе большое количество людей. Это, в каком-то смысле, пережиток индустриальной эпохи. Когда создавались крупные предприятия, требовалось поселить работающих на них людей поблизости. И далее выросшие скорости транспорта не позволяют жить в большом удалении от места работы. Сейчас в мире наметилось направление, которое архитекторы называют…
В те дни, когда дописывалась эта книга, прозвучало сообщение, что наконец принято решение о строительстве новой международной орбитальной станции, поскольку срок работы орбитальной станции «Мир» подходит к концу. Переговоры о ее создании велись не один год, ведь трудности, с которыми приходится сталкиваться на Земле, часто отвлекают от космических дерзаний. В настоящее время ни одно из…
Самая древняя из обнаруженных дорог была построена в Англии 6000 лет назад и представляла собой деревянные мостки, проложенные для пешеходной переправы через болото. Сохранившиеся сооружения древней цивилизации инков сложены из огромных каменных блоков, настолько тщательно подогнанных друг к другу, что между ними не проходит лезвие ножа. Такой точности добивались, обрабатывая блоки лишь каменными молотками. Транспортировали…
Единый Город скроет шар земной. Как в чешую, в сверкающие стекла. Чтоб вечно жить ласкательной весной, Чтоб листьев зелень осенью не блекла… В. Брюсов Одна из самых первых потребностей человека — нужда в жилище. Да и не только человека. Птицы вьют гнезда или устраивают их в дуплах, многие животные роют норы, а есть и такие…