Невероятно, но факт!

Турач

— Сколько помню себя, как открыл глаза — увидел турача! — сказал Курбан Мамедович Абдулаев, один из старейших лесников Кызыл-Агачского государственного заповедника. — Турача у нас всегда можно посмотреть…

Вот мы идем по заповеднику с надеждой увидеть редкую птицу. Погода опять ненастная. Хотя в этом благословенном крае никогда не бывает  такой  зимы,  как  в  средней полосе России, однако в зимние месяцы не редки злые ветра, а то и снег, жалящий, ледяной.
Этот крупитчатый ледяной снег присыпал лужайки среди зарослей дерезы, кусты куги, что зеленели жизнерадостно и весело, несмотря на снег и непогоду.

— Вот в таких кустах турач и гнездится! — продолжает объяснять Курбан Мамедович. — Гнездо «на лету» строит… Солому, сено в клюве носит. И планирует прямо в куст, чтобы следов не оставить…

— Это от шакалов! — понимаю я. Чего-чего, а шакалов здесь немало. Ночью я слышал, как они выли прямо в поселке. Даже собак не побоялись.

— Самка турача сидит на гнезде плотно… Можно наступить на нее, а она не вылетит… Бережет гнездо… Дороже гнезда у нее ничего нет. Настоящая мать. Самец всегда рядом. Даже когда птенцы выведутся, он неподалеку… Если появится шакал или другой хищник — вылетает всегда первым. Старается отвлечь, шумит… Настоящий отец…

Когда мы обходили заснеженный куст дерезы, из него свечкой вылетела довольно крупная, с рябчика величиной, пестренькая птица. И полетом она напоминала рябчика — тот же куриный разгон, торопливые взмахи крыльев, а потом планирование.

В полете турача было и куриное простодушие, но и стремительность, и сила… Курбан Мамедович с легкой улыбкой посмотрел на милую птицу.

Скоро мы увидели на поляне целую стаю турачей. Подобно курам, они неспешно ходили среди кустов зеленой куги, по-домашнему поклевывая осыпавшиеся на снег семена, заходя в низкие шалашики, сделанные, как я понял, лесниками, чтобы в них отдыхала птица. Даже сильные снегопады не страшны турачам. Здесь о них всегда позаботятся… Лесники подсыпают ячмень, овес, зерноотходы. Поэтому популяция кызыл-агачского турача стабильна. Насчитывает около трех тысяч.

Турач — птица легенд, сказок и песен азербайджанского народа. Однако в последнее время численность этой птицы во всем Азербайджане сильно уменьшилась. И для того чтобы о тураче знали не только из Красной книги, куда он уже занесен, и чтобы сама Красная книга не стала сказкой, берегут птицу в заповеднике…

Еще недавно в Ленкоранском, Массалинском, Джелалабадском районах, где сеяли пшеницу и зерновые, турача было немало. Теперь же, когда на этих землях выращивают раннюю капусту, виноград, фрукты, а на Мугани прошла сплошная мелиорация, условия для птицы стали неприемлемыми. Человек стал теснить турача, несмотря на то, что эта доверчивая птица всегда жила поблизости от людей, на крестьянских хлебных полях, рядом с крестьянским двором, где она порой кормилась вместе с домашней птицей…

В Азербайджане ведутся опыты по инкубации и разведению турачей. Говорят, эти опыты довольно успешны… Курбан Мамедович гордится тем, что лично помог ученым найти несколько десятков яиц, из которых вывелись маленькие турачата, — первое поколение одомашенных кызыл-агачских рябчиков.

«Дат-да-дат, да-да-дадат!»—крикнул в кустах самец-турач.
— Что он сказал? — спросил я Курбана Мамедовича.
— Могу перевести… — поняв шутку, ответил старый лесник, — он сказал: «Ай мэне тутдутлар!» («Ой, меня поймали!») Вы знаете нашу легенду о тураче? Очень интересная легенда… 

И Курбан Мамедович  рассказал о красивой девушке, которую хотели отдать замуж за немилого. Она вырвалась, а чтобы избежать насильного замужества, попросила бога превратить ее в птицу… С тех пор она летает у деревень и кричит: «Ай, мэне тутдутлар!» Красивая легенда!

Пока мы ходили, ветер переменился, стало теплее. В Ленкорани такое бывает часто. Выпавший льдистый снег стал на глазах таять, пахнуло весной…

«Ко-ко-ко!» — сыто, будто куры, квохтали в кустах дерезай-дерева и ежевичника самки-турачи.

Самцы же покрикивали резко и отрывисто: «дат-да-дат…» Они готовились к весенним токам, которые вот-вот начнутся в заповеднике.

И в этом крике было что-то очень похожее на свист нашего лесного рябчика.

В. Харченко

На Ивановой Банке (I)

Эта птица похожа на диковинный заморский цветок. Так и видится сказочное, причудливой формы дерево, древо жизни, на ветвях которого розово-белые цветы. И ветви этого дерева обращены в совсем далекую, южную, ближе к экватору, сторону, туда, где всегда солнце и тепло. И как будто эта птица — заморский цветок — только что сорвалась со своего древа…

На Ивановой Банке (II)

Но волны еще минут сорок скреблись о дно казанки. Оператор окоченел и поглядывал на безжизненный Кызыл-Агачский залив совсем жалобно. Наконец лодка подошла к берегу. Мотор заглушили. И на веслах стали продираться через камышовую протоку,  тоже  совершенно  безжизненную. Куда же подевалась вся птица? И вдруг мы вышли на широкое озеро в камышах. Это и была знаменитая…

Султанка (II)

Из-за нахмуренных туч и мороси, что навалились на камышовые берега заповедного залива, померкли краски природы. День был похож на вечер. Может быть, погода обманет султанку, заставит выйти из укромных мест? Курбан Мамедович задумчив. Слушает, не гудит ли где чужой лодочный мотор, нет  ли  других признаков нарушения заповедного режима. — Хочу сказку рассказать! — наконец говорит…

Султанка (I)

Эту птицу словно нарисовал ребенок. Крупный нос морковкой, насаженный на голову с крепкой шеей, куриное туловище с высокими ногами-камышинками. Покрасил юный художник птицу в синий цвет. И краски при этом не пожалел! Чтобы отливалось оперение густым ультрамарином. Такое ощущение, что эволюция не коснулась этой птицы! Так же как и в наши дни, ходила султанка в…

Зима в песках Муюнкум (I)

Оседлав лошадей, мы с Маратом отправились в глубь Муюнкумских песков. Марат Ниязов — местный лесник. И он обязан, выражаясь профессиональным языком лесоводов, совершать обход. То есть каждый день разъезжать верхом на лошади по саксауловым просекам и пресекать возможные лесонарушения. Я не знаю номера и пределов его обхода, но мне точно известно, что место, куда мы…

Зима в песках Муюнкум (II)

Каждый из нас занят своими мыслями. Моего спутника скорее всего преследуют домашние заботы. У него на подворье скот начал телиться-ягниться. Чуть недоглядишь — затопчут в тесном тростниковом хлеву ягненка или теленка. И саксаульник не так-то просто сохранить: рядом асфальтированное шоссе. Большое удобство не только для жителей района, но также и для лесонарушителей. То есть для…

Зима в песках Муюнкум (III)

В детстве я этим метелкам придумал свое название — «талаки». Между    грядами    Кокуиского урочища, в песках, где мы жили в то время, тоже росли тростники, и я любил разглядывать метелки и бродить зимой по тропинкам, набитыми джейранами или сайгаками. Слов одинокому мальчишке не хватало, вот и придумал «талаки». Надо же было как-то называть то, что…

Зима в песках Муюнкум (IV)

Добрых полтора часа лесник выяснял отношения с лесонарушителями. Составив акт, он принуждал их расписаться. Они же потрясали перед ним какой-то справкой, якобы дающей право брать саксаул именно на девяносто шестом, причем без уведомления и позволения лесника. На справке стояли какие-то штампы и подписи. Но это на Марата не произвело ни малейшего впечатления, и нарушители, проклиная…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!