Возвращение дирижаблей
В этот пасмурный майский день 1937 года на дирижабельной базе Лейкхорст близ Нью-Йорка встречали самый большой пассажирский дирижабль «Гинденбург», прибывавший из Берлина. Встречавшие — а их немало собралось здесь — весело переговаривались, предвкушая близкую встречу с родными и друзьями.
Путешествие на дирижабле-гиганте стоило недешево и было доступно лишь богатым людям. На «Гинденбурге» уже готовились к прибытию в Лейкхорст. Многочасовой перелет через Атлантический океан завершался.
Из шикарно обставленной столовой пассажиры расходились по своим двухместным каютам. Опустел и музыкальный салон. Многие из воздушных путешественников прильнули к окнам, чтобы полюбоваться с большой высоты панорамой Нью-Йорка.
Увы, облака часто закрывали город. Они же мешали видеть дирижабль с земли. Наконец гигантская сигара в четверть километра длиной вынырнула из облаков. Воздушный корабль приближался к земле плавно и почти бесшумно.
Предстояла ответственная операция — причаливание к специальной мачте. С дирижабля сбросили стальной трос — гайдроп. Но едва трос коснулся земли, как раздался взрыв. «Гинденбург» охватило ослепительное пламя. Огонь быстро распространялся по всему кораблю. Горел водород, которым был наполнен дирижабль.
Что же случилось? Вероятно, во время долгого полета на оболочке корабля скопился электрический заряд и в момент касания гайдропа земли возникла искра. Она-то и вызвала пожар. Предполагают и другую причину — диверсию.
Горящий дирижабль падал. Нетрудно представить ужас, который испытывали его пассажиры. Люди выпрыгивали из окон кают и салонов. Кабина ударилась о землю. Многие пассажиры были убиты. Другие сгорели заживо. Десятки раненых и искалеченных. Таков был страшный итог этого пожара. Все же половина пассажиров и экипажа спаслась. Гибель «Гинденбурга» завершила ряд катастроф, которые потерпели незадолго до этого крупный английский дирижабль R-101 и два столь же огромных американских военных дирижабля. Вера в дирижабли как средство воздушного транспорта была серьезно подорвана. К тому же самолеты стали летать быстрее и выше, грузоподъемность их стремительно росла. Наконец появились вертолеты. И огромные дирижабли, воздушные корабли-гиганты, исчезли, как вымерли когда-то динозавры и мамонты.
Правда, еще во время второй мировой войны американцы держали целый флот небольших патрульных дирижаблей, успешно охранявших караваны транспортных судов от немецких подводных лодок. Было и у нас тогда несколько небольших разведывательных дирижаблей. Но разве они могли сравниться с гигантами прошлого?
Б. Броуде Г. Черненко
Гольф, один из старейших и наиболее уважаемых спортивных видов, привлекает миллионы фанатов со всего мира. Этот спорт характеризуется изысканным стилем и стремительным развитием. Но что, если мы скажем вам, что гольф может стать не только источником вдохновения, но и источником дополнительного дохода? Да, ставки на гольф могут стать увлекательным и прибыльным занятием. В этой статье…
Первопричина появления вихрей — нагрев воздуха на дневной стороне Земли. Рост температуры вызывает подъем давления, а возникающий в результате перепад давлений начинает перемещать воздушные массы вокруг Земли. Тут вступают кориолисова, а затем и центробежная силы. Взаимодействие этих трех сил закручивает поток. Так очень схематично можно описать возникновение циклонов. В действительности дело обстоит гораздо сложнее, и…
В этот пасмурный майский день 1937 года на дирижабельной базе Лейкхорст близ Нью-Йорка встречали самый большой пассажирский дирижабль «Гинденбург», прибывавший из Берлина. Встречавшие — а их немало собралось здесь — весело переговаривались, предвкушая близкую встречу с родными и друзьями. Путешествие на дирижабле-гиганте стоило недешево и было доступно лишь богатым людям. На «Гинденбурге» уже готовились к…
И вот в последние десятилетия снова возник интерес к дирижаблям. И это несмотря на расцвет авиации, на появление огромных реактивных транспортных самолетов, пассажирских лайнеров и вертолетов, грузоподъемностью в несколько десятков тонн! Причина ясная. Хороши самолеты и вертолеты, но и недостатки у них серьезные. Их могучие двигатели расходуют много топлива и сильно загрязняют атмосферу выхлопными газами. За…
Предложен и такой дирижабль. У него нет никаких дополнительных крыльев. Он сам, его корпус, сделан в виде крыла-бесхвостки. Считается, что у дирижабля такого типа большое будущее. В нем свойства самолета и дирижабля чрезвычайно удачно сочетаются. Он может лететь и низко, над самой поверхностью равнины или моря, лететь с большой скоростью. Тогда под корпусом образуется уплотненный…
Второй причиной гибели людей и разрушений являются дожди, хотя это слово здесь тоже кажется неподходящим. Скорее это сплошной водопад, водяная стена. Судите сами: тайфун за сутки может вылить годовую норму ленинградских осадков. Ну, а результаты этого — оползни, обвалы, разрушения дорог, дамб, наводнения, занесенные илом, заваленные деревьями, обломками, трупами, поля, колодцы… И наконец — волны….
Нет для моряков врага страшнее, чем тропические циклоны. Но мы теперь знаем, что и для многих людей, никогда не покидающих сушу, эти вихри являются врагом номер один — врагом безжалостным, перед которым они часто остаются совершенно беззащитными. Смогут ли люди когда-нибудь научиться бороться с тайфунами? Смогут. Но к большому сражению, к войне с могущественным противником…
Нет, дирижабли не заменят самолетов и вертолетов. Каждому свое место, своя роль, своя работа. Использовать дирижабли имеет смысл там, где нет аэродромов, взлетно-посадочных полос, необходимых тяжелым самолетам, а вертолетам не долететь туда — слишком далеко. Особенно нужны и выгодны дирижабли на Крайнем Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке — одним словом, в тех краях, где…
Изобретатели время не теряли и не теряют. Они придумывали и придумывают все новые и новые разновидности дирижаблей — порой совершенно диковинные! У старых дирижаблей для подъема сбрасывали балласт — воду или песок. Для спуска надо было выпустить немного газа. Это ограничивало дальность и время полета дирижабля. Предлагают построить безбалластный дирижабль, у которого подъемный газ для…
Водяной холм тайфун тащит за собой и обрушивает в виде огромной волны на встретившуюся на пути сушу. «Глаз» как гигантский насос всасывает воздух с поверхности океана, а сверху вниз по центру этой гигантской «дыры» в облаках течет воздух из верхних слоев тропосферы. Затем воздух раскручивается и по спирали уходит вверх около стенок «глаза», отдавая по…