Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Детям / За пределами школы / «Сколько их, куда их гонит!..» (II)

«Сколько их, куда их гонит!..» (II)

Второй причиной гибели людей и разрушений являются дожди, хотя это слово здесь тоже кажется неподходящим. Скорее это сплошной водопад, водяная стена. Судите сами: тайфун за сутки может вылить годовую норму ленинградских осадков. Ну, а результаты этого — оползни, обвалы, разрушения дорог, дамб, наводнения, занесенные илом, заваленные деревьями, обломками, трупами, поля, колодцы…

И наконец — волны. Обычные бури поднимают в открытом океане волны не выше десяти метров — «обычный» тайфун — до пятнадцати-двадцати метров. И это не предел: зафиксированы волны высотой тридцать семь метров, то есть выше десятиэтажного дома! Когда такая волна накатывается на низкий и отлогий берег, ничто не может устоять перед ней, у людей, оказавшихся на ее пути, практически нет шансов спастись, а спасшихся ждут голод и эпидемии.

А теперь попробуйте представить себя на месте человека, застигнутого нападением одновременно всех трех стихий, — ветра, ливня и волн. Добавьте к этому еще тьму, вызван¬ную сплошной грозовой облачностью и потоками дождя.

Какой же мощностью обладает тайфун? Вспомните: диаметр его до пятисот километров, высота до двадцати километров. Получается, что объем среднего тайфуна миллион кубических километров. Предположим, что в каждом его кубическом километре ежеминутно взрывается пятитонная бомба. Перемножьте эти цифры, и вы получите представление о мощи вихря.

Чтобы закончить повествование о последствиях тайфунов, нужно рассказать о их своеобразных «сыновьях» по имени торнадо. Не каждый тайфун порождает их, но зато некоторые бывают весьма плодовитыми. Тайфун Бьюла, например, «родил» сто  пятнадцать таких  наследников!

Что же такое торнадо? Это тоже вихри, но гораздо меньшего диаметра — от десятков до сотен метров. Но, как и полагается юным отпрыскам могучего и буйного родителя, они очень резвые и сильные: могут поднимать и переносить (иногда на расстояние нескольких километров) животных и людей, деревья, даже дома и тяжелогруженые вагоны.

«…Вдруг в комнате потемнело и снаружи раздался необыкновенный грохот и шум, как от сотни поездов. Двое мужчин подошли к двери, чтобы узнать в чем дело. Едва они открыли дверь, как ее вырвало у них из рук, их подхватило и подняло в воздух, перенесло на несколько десятков метров и плавно опустило на землю. Они бросились к дому. Но его не было. Только пол остался на месте и посредине него на диване невредимые сидели жена фермера и двое детей. Однако самое удивительное — рядом с ними на небольшом столике стояла стеклянная керосиновая лампа». Но не всегда вот так, в общем-то, благополучно кончается дело при прохождении торнадо. Нередки случаи гибели людей. Например, в марте 1925 года в США один такой вихрь стал причиной гибели почти семисот человек. Что касается курьезных последствий, то есть сведения о случа¬ях, когда смерч срывал и уносил крыши курятников, а курицы оставались в них, правда, мертвыми и… ощипанными. Это можно объяснить тем, что в основании каждого пера есть воздушный мешочек. Под действием внезапного падения атмосферного давления он взрывается и перо вылетает.

Торнадо чаще всего возникают на территории США. Здесь их бывает до двухсот в год. Но нападению малых атмосферных вихрей подвергаются и многие другие места нашей плане ты, в том числе и средняя полоса европейской части СССР. У нас они называются смерчами.

«…Прошло грозовое облако с крупным градом (диаметром до 15 сантиметров, массой до 1 килограмма). Через 15 минут появилось новое, очень темное облако с воронкообразным выступом — вихрем, который опускался, раскачиваясь из стороны в сторону. Почти коснувшись земли, вихрь стал быстро расширяться и всасывать все, что было на поверхности. Нижний конец этого облачного «хобота» то поднимался, то опускался вновь, было хорошо видно, как массы воздуха быстро вращались, выбрасывая захваченное с земли. Все это напоминало кипящий котел: внутри хобот светился, слышался свист и гул, похожий на рев реактивного самолета. От хобота отрывались «рукава», которые то разлетались, то вновь соединялись».

Вот таким наблюдали в городе Иваново 9 июня 1984 года смерч, причиной которого послужил внетро-пический циклон с очень низким давлением в центре.

С. Палкин

Как усмирить чудовище?

Город выглядел так, словно в нем произошел взрыв. Крыши, окна и двери были унесены вдаль… Порт был полон затонувших судов; пристани исчезли… Некоторые дома были сорваны со своего места и отброшены на значительное расстояние… Никакие бомбардировки не смогли бы придать городу столь жалкий вид…» С этими таинственными, несущими разрушение и смерть, силами природы люди сталкивались…

Возвращение дирижаблей

В этот пасмурный майский день 1937 года на дирижабельной базе Лейкхорст близ Нью-Йорка встречали самый большой пассажирский дирижабль «Гинденбург», прибывавший из Берлина. Встречавшие — а их немало собралось здесь — весело переговаривались, предвкушая близкую встречу с родными и друзьями. Путешествие на дирижабле-гиганте стоило недешево и было доступно лишь богатым людям. На «Гинденбурге» уже готовились к…

Какими же они будут?

Предложен и такой дирижабль. У него нет никаких дополнительных крыльев. Он сам, его корпус, сделан в виде крыла-бесхвостки. Считается, что у дирижабля такого типа большое будущее. В нем свойства самолета и дирижабля чрезвычайно удачно сочетаются. Он может лететь и низко, над самой поверхностью равнины или моря, лететь с большой скоростью. Тогда под корпусом образуется уплотненный…

Готовясь к схватке с чудовищем…

Нет для моряков врага страшнее, чем тропические циклоны. Но мы теперь знаем, что и для многих людей, никогда не покидающих сушу, эти вихри являются врагом номер один — врагом безжалостным, перед которым они часто остаются совершенно беззащитными. Смогут ли люди когда-нибудь научиться бороться с тайфунами? Смогут. Но к большому сражению, к войне с могущественным противником…

Какими же они будут?

Предложен и такой дирижабль. У него нет никаких дополнительных крыльев. Он сам, его корпус, сделан в виде крыла-бесхвостки. Считается, что у дирижабля такого типа большое будущее. В нем свойства самолета и дирижабля чрезвычайно удачно сочетаются. Он может лететь и низко, над самой поверхностью равнины или моря, лететь с большой скоростью. Тогда под корпусом образуется уплотненный…

Что такое вертостат?

Изобретатели время не теряли и не теряют. Они придумывали и придумывают все новые и новые разновидности дирижаблей — порой совершенно диковинные! У старых дирижаблей для подъема сбрасывали балласт — воду или песок. Для спуска надо было выпустить немного газа. Это ограничивало дальность и время полета дирижабля. Предлагают построить безбалластный дирижабль, у которого подъемный газ для…

Рождение и смерть тайфуна (II)

Водяной холм тайфун тащит за собой и обрушивает в виде огромной волны на встретившуюся на пути сушу. «Глаз» как гигантский насос всасывает воздух с поверхности океана, а сверху вниз по центру этой гигантской «дыры» в облаках течет воздух из верхних слоев тропосферы. Затем воздух раскручивается и по спирали уходит вверх около стенок «глаза», отдавая по…

Требуются дирижаблестроители

До Великой Отечественной войны в нашей стране была необыкновен¬ная организация под названием «Дирижаблестрой». Ясно, для чего она предназначалась. А при «Дирижаблестрое» имелся учебный комбинат, так сказать, кузница будущих дирижаблестроителей и аэронавтов (как назывались экипажи дирижаблей). Было построено более десятка дирижаблей разных типов. Небольших по объему для тренировки и научных целей. Самый большой и лучший советский…

Рождение и смерть тайфуна (I)

Первопричина появления вихрей — нагрев воздуха на дневной стороне Земли. Рост температуры вызывает подъем давления, а возникающий в результате перепад давлений начинает перемещать воздушные массы вокруг Земли. Тут вступают кориолисова, а затем и центробежная силы. Взаимодействие этих трех сил закручивает поток. Так очень схематично можно описать возникновение циклонов. В действительности дело обстоит гораздо сложнее, и…

Самолет — хорошо, а дирижабль — лучше!

И вот в последние десятилетия снова возник интерес к дирижаблям. И это несмотря на расцвет авиации, на появление огромных реактивных транспортных самолетов, пассажирских лайнеров и вертолетов, грузоподъемностью в несколько десятков тонн! Причина ясная. Хороши самолеты и вертолеты, но и недостатки у них серьезные. Их могучие двигатели расходуют много топлива и сильно загрязняют атмосферу выхлопными газами. За…

Все права защищены ©2006-2017. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru