Требуются дирижаблестроители
До Великой Отечественной войны в нашей стране была необыкновен¬ная организация под названием «Дирижаблестрой». Ясно, для чего она предназначалась. А при «Дирижаблестрое» имелся учебный комбинат, так сказать, кузница будущих дирижаблестроителей и аэронавтов (как назывались экипажи дирижаблей).
Было построено более десятка дирижаблей разных типов. Небольших по объему для тренировки и научных целей. Самый большой и лучший советский дирижабль назывался «СССР В-6 «Осоавиахим»». Он побил мировой рекорд продолжительности полета, продержавшись в воздухе более ста тридцати часов.
Незадолго до войны дирижабли у нас перестали строить. В других странах их тоже почти не строили. Прошло много лет, и во многих городах: в Ленинграде, Киеве, Свердловске, Новосибирске — появились энтузиасты возрождения дирижаблестроения. Образовались общественные конструкторские бюро, в которых молодые инженеры и дирижаблестроители-ветераны чертили проекты невиданных воздушных кораблей. Они собирались на конференциях и горячо доказывали: современная техника позволяет строить надежные дирижабли, крайне необходимые нефтяникам и лесникам, энергетикам и рыбакам, геологам и агрономам. «Нужны, — говорили энтузиасты, — и небольшие дирижабли объемом в тысячи кубометров и гиганты объемом в сотни тысяч кубометров». Одни будут использоваться для ледовой разведки на трассах Северного морского пути, другие — для смены экипажей рыболовецких судов в открытом море, третьи — для внесения удобрений в почву и опыления полей, четвертые — для перевозки руды, добытой на отдаленных рудниках. Всем найдется дело, заверяли сторонники дирижаблей и приводили свои расчеты.
А расчеты эти и в самом деле были красноречивыми. Оказалось, что дирижабли в два-три раза экономичнее самолетов. По сравнению с вертолетами они выгоднее в десятки раз!
Как тут было не вспомнить Константина Эдуардовича Циолковско¬го, основоположника звездоплавания и конструктора цельнометаллических воздушных кораблей, который еще на заре дирижаблестроения утверждал, что дирижабли будут самыми экономичными летательными аппаратами.
Слов нет, дирижабли в скорости не могут соревноваться с реактивными самолетами. Но они не такие уж и тихоходы. Во всяком случае, они способны двигаться быстрее и поездов, и автомобилей, и морских судов. Да ведь не всегда и нужна большая скорость.
Кому же строить дирижабли?
Это серьезный вопрос! Инженеров-самолетостроителей готовят специальные авиационные институты. Более пяти лет надо упорно учиться, затем пройти большую производственную практику, накопить опыт, чтобы стать хорошим авиаконструктором. Конечно, и на инженера-дирижаблестроителя надо специально учиться, освоить все тонкости этого непростого дела. Вот только институтов таких пока нет! А они уже нужны. Очень нужны!
Б. Броуде, Г. Черненко
Гольф, один из старейших и наиболее уважаемых спортивных видов, привлекает миллионы фанатов со всего мира. Этот спорт характеризуется изысканным стилем и стремительным развитием. Но что, если мы скажем вам, что гольф может стать не только источником вдохновения, но и источником дополнительного дохода? Да, ставки на гольф могут стать увлекательным и прибыльным занятием. В этой статье…
Второй причиной гибели людей и разрушений являются дожди, хотя это слово здесь тоже кажется неподходящим. Скорее это сплошной водопад, водяная стена. Судите сами: тайфун за сутки может вылить годовую норму ленинградских осадков. Ну, а результаты этого — оползни, обвалы, разрушения дорог, дамб, наводнения, занесенные илом, заваленные деревьями, обломками, трупами, поля, колодцы… И наконец — волны….
Нет для моряков врага страшнее, чем тропические циклоны. Но мы теперь знаем, что и для многих людей, никогда не покидающих сушу, эти вихри являются врагом номер один — врагом безжалостным, перед которым они часто остаются совершенно беззащитными. Смогут ли люди когда-нибудь научиться бороться с тайфунами? Смогут. Но к большому сражению, к войне с могущественным противником…
Нет, дирижабли не заменят самолетов и вертолетов. Каждому свое место, своя роль, своя работа. Использовать дирижабли имеет смысл там, где нет аэродромов, взлетно-посадочных полос, необходимых тяжелым самолетам, а вертолетам не долететь туда — слишком далеко. Особенно нужны и выгодны дирижабли на Крайнем Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке — одним словом, в тех краях, где…
Изобретатели время не теряли и не теряют. Они придумывали и придумывают все новые и новые разновидности дирижаблей — порой совершенно диковинные! У старых дирижаблей для подъема сбрасывали балласт — воду или песок. Для спуска надо было выпустить немного газа. Это ограничивало дальность и время полета дирижабля. Предлагают построить безбалластный дирижабль, у которого подъемный газ для…
Нормальная жизнь океанов, в том числе и воздушного, просто немыслима без циклонов и антициклонов, которые являются важнейшими «шестернями» глобальных — климатического и погодного — механизмов. Если бы вдруг по какой-то невероятной причине вихри перестали бы возникать, то скорее всего прекратилась бы жизнь на Земле. Что же такое циклон? Если очень коротко, то это круговая, точнее,…
Водяной холм тайфун тащит за собой и обрушивает в виде огромной волны на встретившуюся на пути сушу. «Глаз» как гигантский насос всасывает воздух с поверхности океана, а сверху вниз по центру этой гигантской «дыры» в облаках течет воздух из верхних слоев тропосферы. Затем воздух раскручивается и по спирали уходит вверх около стенок «глаза», отдавая по…
Три закона Ньютона и закон всемирного тяготения знает каждый школьник. Немного найдется физических закономерностей, которые в течение веков с таким же неизменным постоянством излагали в учебниках. Ньютон в те времена был профессором знаменитого Тринити-колледжа, входящего в состав Кембриджского университета. Три студента посещали его лекции по арифметике, географии, оптике и другим наукам. Лекции читались только в…
Изобретатели время не теряли и не теряют. Они придумывали и придумывают все новые и новые разновидности дирижаблей — порой совершенно диковинные! У старых дирижаблей для подъема сбрасывали балласт — воду или песок. Для спуска надо было выпустить немного газа. Это ограничивало дальность и время полета дирижабля. Предлагают построить безбалластный дирижабль, у которого подъемный газ для…
Первопричина появления вихрей — нагрев воздуха на дневной стороне Земли. Рост температуры вызывает подъем давления, а возникающий в результате перепад давлений начинает перемещать воздушные массы вокруг Земли. Тут вступают кориолисова, а затем и центробежная силы. Взаимодействие этих трех сил закручивает поток. Так очень схематично можно описать возникновение циклонов. В действительности дело обстоит гораздо сложнее, и…