Невероятно, но факт!

Зачем погружаться в океан?

Когда стремление человека подняться на как можно большие высоты было в какой-то степени удовлетворено, его мысли обратились к глубинам океана. Возможно, это определялось практической пользой, но первопроходцами все же в большей степени руководят любознательность и огромное желание преодолеть неизведанные трудности.

Такими препятствиями, к слову, могут быть и невежество, и консерватизм окружающих. Изобретателю батискафа специалисты говорили, что его предложения не осуществимы. Тем не менее аппарат для погружения на большие глубины был построен, испытан, а в дальнейшем усовершенствован до такой степени, что на нем удалось погрузиться до отметки почти в 11 километров — ко дну самой глубокой в мире Марианской впадины.

А вот недавний пример. Для съемок уникального фильма о гибели суперлайнера «Титаник» были привлечены глубоководные аппараты российского производства «Мир-1» и «Мир-2». С их помощью удалось подробно заснять детали лежащего на четырехкилометровой глубине затонувшего в 1912 году судна.

Настойчивость исследователей была вознаграждена тем, что им удалось обнаружить совершенно неизвестный мир. А главное в том, что они наконец положили начало широкомасштабному изучению морских глубин. Не зря ведь считают ученые, что мы лучше знаем космос, чем океан. Теперь с ним связывают надежды на открытие и разработку месторождений полезных ископаемых, создание морских плантаций и, конечно, способов передвижения под водой.

Хотя подводные лодки строятся и используются уже давно (в основном, увы, для военных целей), о них как о средстве грузового и пассажирского транспорта особенно не задумывались. Но если нас ждет впереди широкое освоение океанских глубин, то «переквалификации» подводным лодкам не миновать.

Во всяком случае, пока ведутся предварительные, или, как сейчас говорят, пилотные работы по новым подводным устройствам. Около двух лет назад состоялись, к примеру, испытания необычной лодки, напоминающей очертаниями маленький самолет с короткими, как бы обрубленными крыльями. Расположены они так, что при движении в воде создают направленную вниз тягу. Водитель этой лодки может маневрировать на своей машине так же, как летчик на самолете.

Будем надеяться, что, когда дело дойдет до массовых погружений в пучину океана, разработки такого типа окажутся весьма кстати. Ими уже занимаются компании по производству аппаратов для глубинных погружений, предназначенных, в том числе, для изучения океанских загрязнителей.

Как уменьшить сопротивление воды?

Слова «плавно» и «плавать» близки по звучанию. Изящное скольжение по водной поверхности создает иллюзию легкого, без противодействия хода. Однако малые усилия двигателей требуются лишь при старте, когда вода практически не оказывает сопротивления. Но с увеличением скорости увеличивается и сопротивление воды. Вода почти в тысячу раз плотнее воздуха. От нее удобно отталкиваться, но она же и…

По космическим орбитам

… Ведь Ньютона открытие разбило Неведенья мучительное зло. Дорогу к новым звездам проложило И новый выход страждущим дало. Уж скоро мы, природы властелины, И на Луну пошлем свои машины. Дж. Байрон Пожалуй, вырваться за пределы земного тяготения было настолько дерзновенным устремлением человечества, что долгие столетия об этом мечтали лишь поэты и писатели-фантасты. Даже во второй…

Железнодорожный транспорт

А поезда все нет, пора б ему прийти! Вот раздался свисток, дым по дороге взвился… И, тяжело дыша, как бы устав в пути. Железный паровоз пред ним остановился. А. Апухтин Приятно, конечно, не торопясь передвигаться по речной или морской глади — сама вода словно смазка. Да ведь до воды еще добраться надо, а как нелегко…

Почему движется ракета?

Вклад, который внес в обоснование возможности космических полетов наш соотечественник К. Э. Циолковский, неоспорим и признан во всем мире. Живя в тихой и провинциальной Калуге, скромный учитель смог облечь свои мечты в конкретные формулы, на которые затем опирались все, кто хотел реализовать полет в космос. Циолковского поэтому называют основоположником теор -тической космонавтики. Но на склоне…

Где «родился» паровоз?

Изобретателям паровоза пришлось столкнуться сразу со многими необычными проблемами. Первая: вместо того чтобы уменьшить сопротивление движению, трение колеса о рельс следовало увеличить, иначе — пробуксовка! Получалось, что паровоз легким быть не мог. Увеличение же его веса вело к давлению на рельсы и, через них, на почву. Еще проблема: уже при малых подъемах пути тяга паровоза…

Как помочь космонавту в полете?

Первый искусственный спутник Земли был запущен 4 октября 1957 года. Не прошло и четырех лет, как в космосе побывал первый человек — Ю. А. Гагарин. Чтобы осуществить эти и последующие запуски, потребовались огромные силы: работали целые отрасли промышленности, многие научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. Подумайте, сколько новых технических задач нужно было решить. Из чего делать…

Что пришло паровозу на смену?

Долгое время у паровоза не было конкурентов. Однако требовалось перевозить все больше грузов и пассажиров со все большей скоростью. А паровая машина, приводившая в движение поезда, была отнюдь не самым совершенным двигателем. Много чего изобрели инженеры и конструкторы для повышения эффективности паровой тяги. Знаете ли вы, к примеру, как работает скороварка? Благодаря герметичной крышке температура…

Что толку от космонавтики?

Полеты в космос требуют огромных затрат. Некоторые проекты невозможно осуществить в одиночку даже таким крупным странам, как Россия или США. Более того, выходы на орбиту приносят и прямой ущерб — падают на Землю отработавшие ступени ракет, выводятся из хозяйственного пользования прилегающие к космодромам громадные территории, да и в самом космосе накапливается мусор, состоящий из деталей…

Как управлять движением?

На конечную остановку пришел трамвай. Как ему отправиться в обратный путь? Да в чем загвоздка, скажете вы, развернется по рельсовому кольцу, и вперед! Но даже такие небольшие развороты занимают немало городской площади и создают неудобства. А что же говорить о вокзале или железнодорожной станции, куда прибывают поезда с десятками вагонов? Не устраивать же из них…

Куда еще отправятся ракеты?

«Человечество не останется вечно на Земле… — писал К. Э. Циолковский. — … Очень важно иметь ракетные корабли, ибо они помогут человечеству расселиться по мировому пространству». Вот куда были нацелены мысли основоположника космонавтики! И сегодня существует много энтузиастов и сторонников космических путешествий. Созданы Всемирный фонд космических исследований, Общество межзвездного движения. Их члены не только проектируют…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!