Путь человечества украшают самородки
Вместе с тем исторический путь человечества украшают самородки, родители и прародители которых не занимались творчеством, а сами они порой не имели возможности получить образование и, несмотря на это, изобретали уникальные вещи.
Это Иван Кулибин, Томас Эдисон, Константин Циолковский, Никола Тесла, Александр Попов… Из сказанного вовсе не следует, что не надо развивать творческие задатки у ребят. Просто пока еще невозможно точно предсказать творческие возможности каждого ребенка, как принципиально нельзя угадать, на какую сторону упадет подброшенная монета. Но если эту монету бросить тысячу раз, то число выпаданий каждой из сторон будет близко к цифре 500.
Давайте поставим мысленный эксперимент. Возьмем две группы ребят, по тысяче в каждой. Одну пустим по обычному пути обучения. Со второй почнем с раннего детства занятия, стимулирующие творчество: игры, самоделки, задачи, сочинения. Продолжим наш эксперимент и при обучении в школе. Нет никаких сомнений в том, что во второй группе ярких творческих личностей проявится значительно больше, чем в первой.
В таких экспериментах очень важно помнить, что, давая ребятам знания, надо, чтобы ребята учились сами думать, спорить, осмысливать. Тогда они не пойдут по шаблонному пути, не погасят свои собственные мысли. Появились экспериментальные классы и группы, где ищут золотое соотношение между информацией и творчеством. Появился ряд новых методик развития творчества.
Поиск продолжается. Но уже полученные результаты доказывают, что нет людей неспособных к творчеству. Человек создан для творчества, и система образования и воспитания обязана раскрыть эти возможности у каждого. Недавно объявлен Всесоюзный конкурс учащихся школ и профтехучилищ на лучший проект космического эксперимента. Многочисленные его участники будут соревноваться в поиске новых технических средств, экспериментов и исследований, которые представляют интерес для специалистов и могут быть реализованы в ближайшие годы.
Каких только проблем и задач нет в программе конкурса!
Вот некоторые из них: моделирование условий космоса на Земле, создание в космическом корабле эффекта присутствия космонавта на родной Земле, космическая шлюпка для визитов с одного корабля на другой, передача энергии с солнечных станций на космический корабль, увлекательные игры для космонавтов, в том числе с участием в них школьников на Земле… Нет сомнений, что этот конкурс, проводимый ЦК ВЛКСМ и Федерацией космонавтики, не только привлечет сотни юношей и девушек, но и будет способствовать нашим дальнейшим успехам в покорении космоса.
«Беседы об изобретательстве», Н.Петрович
Главный теоретик в «великолепной четверке», несомненно, кандидат физико-математических наук Николай Дегтяренко. Он окончил московскую среднюю школу с серебряной медалью («хромал» русский язык). В школе преподаватель математики увлек многих ребят своим предметом. С девятого класса Николай посещал вечернюю физико-математическую школу при МИФИ. Преподавали там студенты, влюбленные и в свой институт, и в точные науки. Все это…
В четкой научной организации труда и в непрерывном совершенствовании технологического процесса. Несколько лет назад они предложили применять ключ для захвата сразу двух гаек. Это упростило операцию установки задних роликов. Но на этом не остановились. Ручной коловорот заменили пневматическим гайковертом, хотя его и не сразу удалось приспособить к сложным условиям работы на движущейся раме. Ролики раньше…
Много новой и полезной информации в наших популярных научно-технических журналах. Это в первую очередь журнал ЦК ВЛКСМ «Техника — молодежи». Краткое и броское название, скажем прямо, несколько умаляет его содержание. Ведь, кроме техники, там есть и наука, и фантастика, и стихи… Журнал мгновенно расхватывают в киосках, хотя тираж приближается к 2 миллионам. В каждом номере…
Но все же основное назначение комиссии, как шутят ее члены — это стать первым приютом для будущих пришельцев на Землю. Поэтому, если читателю повезет и он встретит пришельца, следует немедленно направить его в эту комиссию. Не менее, а возможно, и более, чем предыдущие, популярен журнал «Наука и жизнь», издающийся также Всесоюзным обществом «Знание» тиражом в…
Можно ли вертолет уложить в два рюкзака и вдвоем унести его куда угодно? Оказывается, можно! В США сконструировали такой складной вертолет. Его вес 75 килограммов. Подъемный груз 200 килограммов. Дальность полета 400 километров. Несущий винт вращают реактивные двигатели весом всего лишь в 230 граммов (конечно, вес горючего сюда не входит). Какая это находка для геологов,…
Нельзя не сказать несколько добрых слов об удачных телевизионных передачах: «Конкурс изобретателей», «Это вы можете», «Изобретатель», «Очевидное — невероятное» и другие. Они тоже несут информацию, столь необходимую для творчества и особенно для побуждения к нему. — Движение НТТМ похоже на могучую полноводную реку. Но куда же несет она свои воды? — Конечно, в океан… зрелости….
С момента, когда человек взял в руки палку или камень и сделал их своими орудиями, прошло несколько миллионов лет. Весь этот длинный путь был борьбой за существование. Именно так и назвал его Чарлз Дарвин — struggle for life. Человек выиграл сражение, овладел силами природы, создал невиданное в природе. Способность к творчеству и есть главное отличие…
В одном семействе (папа и мама — творческие работники) родились два брата-близнеца. Условно назовем их Коля и Леня. Это были так называемые однояйцевые близнецы. Полное внешнее сходство. Одинаковая наследственность: спирали ДНК имеют одинаковый код. Условия жизни едины, пока оба мальчика жили дома, с папой и мамой. Однояйцевые близнецы — это всегда нарушающее гармонию «но» —…
За годы десятой пятилетки молодыми новаторами подано и внедрено более 4 миллионов рационализаторских предложений, изобретений и научных разработок. Суммарный экономический эффект превысил 5 миллиардов рублей. Но, может быть, еще большая ценность НТТМ состоит в том, что миллионы юношей и девушек встали на путь поиска нового, сотворили что-то свое, самоутвердились, поверили в свои силы. Творчество приносит…
Это стало уже нормой: каждый второй молодой труженик обучается в системе заочного или вечернего образования. В результате достигается неуклонный рост знаний и повышение профессионального мастерства. Не забыты и молодые инженеры, и научные работники. Без отрыва от работы они обновляют свои знания на курсах повышения квалификации и в специальных школах, где знакомятся с последними достижениями науки…