Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Опорные сигналы / Воспитательный резонанс

Воспитательный резонанс

Класс следит за ответомЕще в 1971 году, когда экспериментальную работу в 3 десятых классах начала учительница математики СШ№ 136 г. Донецка Р. З. Зубчевская, на один из вопросов проведенной в конце учебного года анкеты экспериментаторы получили на первый взгляд неожиданные ответы.

На вопрос «В чем вы видите преимущества новой методики?» большинство учащихся, которые в прошлые годы имели очень низкие оценки по математике, ответили: «В том, что теперь каждый из нас чувствует себя полноценным человеком».

Казалось бы, странно: разве традиционная методика унижает человеческое достоинство учащихся? На доске сложный пример. Решать его вызывают одного из лучших учеников класса. Если даже он его и не решит, то достоинство его от этого ничуть не пострадает: это же был пример! На доске пустяковое упражнение. Вызывают одного из тех, кто послабее. Решит он его или не решит — какое это имеет значение?.

При опросе — та же картина. Дошло дело даже до того, что учащимся предлагают выполнять так называемые дифференцированные контрольные работы. Суть их в том, что за одну из них — решай — не решай — выше тройки не получишь. За другую высший балл — четыре…

В новой методике таких нравственных издержек нет. Каждому ученику вручается один и тот же листок-задание. Каждый на первых минутах урока выполняет одну и ту же работу. Каждому задаются одни и те же задачи, и каждый получает по ним одну и ту же консультацию. Перед каждым — одни и те же учебные горизонты. Вот почему каждый от первого до последнего дня учебного года ежеминутно чувствует себя полноправным и полноценным человеком.

Утверждению в каждом ученике чувства собственного достоинства, чувства нарастающего прилива сил способствуют и тихие опросы, и доступная всем методика подготовки к письменным опросам, и открытые стенды, и чувство локтя всегда готового прийти на помощь товарища, и многие другие методические приемы, о которых частично будет рассказано в последующих разделах и в последующих работах. Скоротечные минуты урока…

Не они ли были главной тормозящей силой во все предшествующие десятилетия на пути внедрения ежедневного письменного опроса всех учащихся?

Казалось:
в 5 минут что напишешь? А выделить десять — это значит поставить урок на грань провала. И потом, как проверить все, что напишут 40 человек за 10 минут? Вот она, инерция мышления! Преодолеть ее можно только большим напряжением воли. Именно это настоятельно рекомендуется читателям вспоминать еще и еще раз, приступая к работе над следующим разделом.


«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов

Кварк

Герою одного из фантастических английских романов досаждали видения в форме странных птиц, преследовавших его криками: «Три кварка, три кварка для мистера Марка!» При этом смысл слова кварк был одинаково загадочен и для героя книги, и для читателей. В эти годы у физиков возникло предположение о существовании частиц, несущих на себе заряд в 1/3 заряда электрона….

Обучение в чистом виде

Сопоставим: на исходном графике разрыв между уровнями знаний самого слабого и самого сильного ученика составлял 3 балла, на результирующем же графике этот разрыв достигает уже 4,5 балла. Это в первом приближении. Если же исходить из результатов, полученных на протяжении 23 лет экспериментальных исследований, то итогом работы с самыми слабыми учащимися становится оценка четыре, а не…

Конспекты-схемы — естественный прием умственной работы

Следует отметить, что даже учащиеся младших классов после 2—3 месяцев обучения в новых методических условиях начинают активно использовать рациональные приемы работы с различного рода учебной и научно-популярной литературой в случаях, когда им необходимо готовиться к выступлениям в классе или в предметных кружках. Это можно наблюдать и во время уроков открытых мыслей, когда каждому ученику предоставляется…

Сделайте это, и вы поймете

А теперь самое сложное задание для читателей. По оставшимся пунктам рассмотренного ранее плана необходимо смоделировать еще одну страницу опорных сигналов, использовав при этом не более 300 печатных знаков. Не выполнив эту работу, невозможно представить, что такое выбор символов, компоновка их в логические блоки, художественное оформление отдельных узлов, а также общей картины страницы с опорными сигналами….

Что такое «творческий конспект» (В экспериментальных классах)

В экспериментальных классах на каждые 15—20 уроков приходилось не более одного, к которому бы ученики выполняли творческую работу по созданию листов с опорными сигналами. Так, при изучении географии в V классе предусматриваются две творческие работы (на 32 урока), при изучении физики в VI классе — две творческие работы (на 41 урок), при изучении астрономии в…

Наконец, еще один фактор — психологический

Создавая систему опорных сигналов, никто и никогда не в состоянии с первого предъявления получить лучший вариант. Обычно для этого приходится сделать 3—4 наброска, в значительной степени отличающихся от окончательного варианта. Но ведь запомнить-то нужно именно его! И вот это-то и оказывается необычайно сложным: в памяти сохраняется множество деталей первых вариантов. С листа бумаги убрать тот…

Размах исследовательской работы

Различного рода опорные сигналы, графические образы и схематические конструкции при изложении учебного материала с успехом применяются сейчас во всех учебных заведениях — от начальных школ до вузов. Эта работа пока носит полустихийный характер, что приводит, естественно, к трудностям и издержкам. Известно, что «если предложить группе преподавателей философии составить графическую схему по той или иной теме…

Три минуты при изложении нового материала

Три минуты при изложении нового материала — это вечность. Хотите убедиться? Пожалуйста. Отложите в сторону эту книгу, возьмите в руки часы с секундной стрелкой и попробуйте, не отвлекаясь, проследить за ее движением в течение 3 минут. Не читайте, пожалуйста, дальше. Проделайте этот маленький эксперимент. Закончили? Отлично. Хотели вы того или не хотели, но за эти…

Идея носилась в воздухе

А теперь вернемся к «виду доски». Рисунки и схемы, иллюстрирующие рассказ, можно выполнять с некоторыми допущениями, опуская малосущественные детали и поясняющие надписи. Все это с избытком компенсируется образностью речи учителя, движением его рук и демонстрацией соответствующих приспособлений. Сразу же после изложения нового материала учитель раскрывает опорный плакат — увеличенную копию листа с опорными сигналами —…

Дано. Требуется доказать. Доказательство

Объяснение нового материала. У разных учителей и на разных уроках оно может протекать в самых неожиданных формах. Но едва ли возможно найти хотя бы одно, во время которого учитель бы не сделал ни одной записи на доске. Иногда этих записей больше, иногда — меньше. Но представим себе на секунду немыслимый вариант: одному из учащихся класса…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru