Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Опорные сигналы / Беззвучные и однообразные

Беззвучные и однообразные

Ученик же приступает к чтению учебника не сразу, а только на пятом этапе работы.

Назовем эти этапы:

  1. Объяснение нового материала учителем.
  2. Повторное изложение нового материала с применением опорных плакатов.
  3. Раскрашивание страницы с опорными сигналами по образцам, вывешенным на специальных стендах.
  4. Первичное запоминание опорных сигналов по тем же образцам во время перемен. (В большинстве случаев между очередными уроками по одному и тому же предмету проходит 12—18 перемен, во время которых листы с опорными сигналами все время находятся в поле зрения ребят).
  5. Работа над учебником.

Все это, вместе взятое, создает исключительно благоприятные условия для быстрого запоминания всего материала, и, как показывают самые разнообразные исследования, время подготовки ученика к уроку, если речь идет только о теоретическом материале, не превышает 20 минут, а в наиболее благоприятных случаях ограничивается 10—15 минутами. Кроме того, используя приемы мнемоники, работу по запоминанию объемных блоковых конструкций с опорными сигналами необходимо вести так, как это делается при заучивании отрывков прозы, поэтических произведений или диалогов при подготовке и постановке спектаклей.

Время письменного воспроизведения всех опорных сигналов значительно сокращается после многочисленных тренировок. Поэтому для абсолютного большинства учащихся не представляет никаких трудностей выполнить письменную работу в строго ограниченные сроки.

«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов

Что такое «творческий конспект» (В экспериментальных классах)

В экспериментальных классах на каждые 15—20 уроков приходилось не более одного, к которому бы ученики выполняли творческую работу по созданию листов с опорными сигналами. Так, при изучении географии в V классе предусматриваются две творческие работы (на 32 урока), при изучении физики в VI классе — две творческие работы (на 41 урок), при изучении астрономии в…

Наконец, еще один фактор — психологический

Создавая систему опорных сигналов, никто и никогда не в состоянии с первого предъявления получить лучший вариант. Обычно для этого приходится сделать 3—4 наброска, в значительной степени отличающихся от окончательного варианта. Но ведь запомнить-то нужно именно его! И вот это-то и оказывается необычайно сложным: в памяти сохраняется множество деталей первых вариантов. С листа бумаги убрать тот…

Размах исследовательской работы

Различного рода опорные сигналы, графические образы и схематические конструкции при изложении учебного материала с успехом применяются сейчас во всех учебных заведениях — от начальных школ до вузов. Эта работа пока носит полустихийный характер, что приводит, естественно, к трудностям и издержкам. Известно, что «если предложить группе преподавателей философии составить графическую схему по той или иной теме…

Три минуты при изложении нового материала

Три минуты при изложении нового материала — это вечность. Хотите убедиться? Пожалуйста. Отложите в сторону эту книгу, возьмите в руки часы с секундной стрелкой и попробуйте, не отвлекаясь, проследить за ее движением в течение 3 минут. Не читайте, пожалуйста, дальше. Проделайте этот маленький эксперимент. Закончили? Отлично. Хотели вы того или не хотели, но за эти…

Идея носилась в воздухе

А теперь вернемся к «виду доски». Рисунки и схемы, иллюстрирующие рассказ, можно выполнять с некоторыми допущениями, опуская малосущественные детали и поясняющие надписи. Все это с избытком компенсируется образностью речи учителя, движением его рук и демонстрацией соответствующих приспособлений. Сразу же после изложения нового материала учитель раскрывает опорный плакат — увеличенную копию листа с опорными сигналами —…

Дано. Требуется доказать. Доказательство

Объяснение нового материала. У разных учителей и на разных уроках оно может протекать в самых неожиданных формах. Но едва ли возможно найти хотя бы одно, во время которого учитель бы не сделал ни одной записи на доске. Иногда этих записей больше, иногда — меньше. Но представим себе на секунду немыслимый вариант: одному из учащихся класса…

Два дела одновременно продуктивно делать невозможно!

А в этом месте у некоторых читателей возникает желание предложить вести записи за учителем или лектором, как это делается сейчас и в школах, и в высших учебных заведениях, вместо того чтобы каждому слушателю вручать лист с опорными сигналами. Это предложение не имеет психологической основы: два дела одновременно делать невозможно, и доказать это совсем не трудно….

От творчества авторских коллективов к профессиональному мастерству педагогов

При составлении расписаний заместители директоров школ по учебной работе обычно испытывают большие затруднения. Причины эти общеизвестны. Остановим наше внимание на одной. Каждый учитель стремится к тому, чтобы при составлении поурочных планов перед каждым рабочим днем у него было меньше подготовок. Оно и понятно: провести один и тот же урок 3 раза значительно проще, чем 3…

Принцип открытых перспектив

«Нужно быть хорошим»,— говорят сегодня каждому ребенку в школе, в семье, на страницах газет и журналов, с экранов телевизоров. На легко ли быть хорошим, если вокруг столько соблазнов? Легко ли быть хорошим, если рядом есть и нехорошие, которые живут себе в свое удовольствие, нисколько от того не страдая? «Вот вырастешь…» — выкладываем мы самый страшный…

Оценить по достоинству!

Не так давно, только для того, чтобы получить несколько педагогических советов, из Новосибирска в Донецк приехал отец ученика VII класса. Причин для такой поездки было более чем достаточно. Вот одна из историй, случившихся с его сыном Сергеем. По нескольким предметам мальчик давно уже и безнадежно отставал, но зато очень любил биологию. Много читал специальной литературы,…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru