Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Опорные сигналы / Учение — процесс коллективный

Учение — процесс коллективный

Готовы к ответуПри работе в традиционных условиях, как показывает практика, учащиеся очень редко обращаются друг к другу за помощью. Особенно по вопросам теории. О чем спрашивать? Учебники у всех одни. Неровен час — тупицей прослывешь. Иное дело — сигналы. Их так много и они такие замысловатые, что забыть роль и назначение некоторых из них может каждый.

Опасности в том нет: на помощь всегда придут товарищи. А сколько спортивного инвентаря в соотнесении забытых сигналов с текстом учебника, когда в эту полуигру-полуработу втянут весь класс! Единые трудовые интересы коллектива создают те взаимосвязи, о которых неустанно говорит в своих работах А. С. Макаренко. Возможно, некоторые читатели усомнятся в строгости соответствия между оценками, которые получают ребята на каждом уроке за письменные работы по воспроизведению опорных сигналов, и научностью сопутствующих им знаний.

Но эти сомнения могут относиться только к первым месяцам работы, пока ребята учатся говорить.

Совершенно не случайно так много внимания в первом разделе этой брошюры обращено на развитие речи учащихся в условиях работы на новой методической основе. Достаточно сказать, что применение тихого и магнитофонного опросов позволяет опросить в течение одного учебного дня до 70 школьников! Плотность устного опроса становится такой высокой, что при подготовке к очередному уроку каждый ученик программирует себя на устный ответ.

В этом разделе отметим еще один фактор, из числа тех, которые подрывают основу двойки как педагогической категории. Это восьмой фактор. Если теперь схематически изобразить действие этих факторов, то картина представится в следующем виде.

Заметим, что эти 8 направлений не охватывают всей картины.

Тому простое объяснение:
атака на двойку еще только началась. Продолжение разговора — в следующем разделе, а система обучения по новой методике будет изложена в другой работе.

Уровни трансформации

Восемь направлений ударов в относительно небольшие сроки (от нескольких месяцев до одного полугодия) неизбежно трансформируют сегодняшнюю даже самую запущенную двойку в реальную с точки зрения строгих инструкций тройку. Но ведь все рассмотренные выше факторы в равной степени оказывают влияние и на тех учащихся, которые раньше учились на три, на четыре и на пять.

«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов

О недопустимости шаблоннов

Первое, на что следует обратить внимание, — на асимметрию расположения блоков и нестандартность ограничивающих их контуров. Это не случайно. Во-первых, потому, что в распоряжении авторов листов с опорными сигналами никогда не будет большого количества симметрично-строгих фигур и ориентироваться на них нельзя: в океане листов по множеству учебных предметов авторы неизбежно будут приходить к шаблонам, работать…

Объективно!

Если же учесть, что любую нежелательную для него оценку ученик имеет право исправить в любой день, то психологическая сила этого фактора становится неотразимой. Для того же, чтобы получить отличную оценку за письменную работу, ученику вполне достаточно отрепетировать ее дома столько раз, сколько он сам того пожелает. Не перегружая! На первых порах это для некоторых учащихся…

Беззвучные и однообразные

Ученик же приступает к чтению учебника не сразу, а только на пятом этапе работы. Назовем эти этапы: Объяснение нового материала учителем. Повторное изложение нового материала с применением опорных плакатов. Раскрашивание страницы с опорными сигналами по образцам, вывешенным на специальных стендах. Первичное запоминание опорных сигналов по тем же образцам во время перемен. (В большинстве случаев между…

Родителям тоже нужна перспектива

Пятый фактор — контроль со стороны родителей. В современных условиях он тоже имеет место, но возможности его чрезвычайно ограниченны: ни в средних, ни в старших классах родители не в состоянии проверить подготовку ученика к уроку по каждому из учебных предметов. Иное дело, когда ученик приносит из школы листы с опорными сигналами. Теперь контроль и помощь…

Мнемоника не цель, а средство

Некоторое представление о системе работы с опорными сигналами при подготовке к уроку можно получить, прочитав две небольшие брошюры, выпущенные недавно издательством «Радянська школа», в которых 25 из 123 страниц отведено дешифровке опорных сигналов. Остановимся на некоторых примерах из этих брошюр. При подготовке к 32-му уроку учитель среди множества других сигналов встретит совершенно необычные, не имеющие…

Обучение в чистом виде

Сопоставим: на исходном графике разрыв между уровнями знаний самого слабого и самого сильного ученика составлял 3 балла, на результирующем же графике этот разрыв достигает уже 4,5 балла. Это в первом приближении. Если же исходить из результатов, полученных на протяжении 23 лет экспериментальных исследований, то итогом работы с самыми слабыми учащимися становится оценка четыре, а не…

Кварк

Герою одного из фантастических английских романов досаждали видения в форме странных птиц, преследовавших его криками: «Три кварка, три кварка для мистера Марка!» При этом смысл слова кварк был одинаково загадочен и для героя книги, и для читателей. В эти годы у физиков возникло предположение о существовании частиц, несущих на себе заряд в 1/3 заряда электрона….

Воспитательный резонанс

Еще в 1971 году, когда экспериментальную работу в 3 десятых классах начала учительница математики СШ№ 136 г. Донецка Р. З. Зубчевская, на один из вопросов проведенной в конце учебного года анкеты экспериментаторы получили на первый взгляд неожиданные ответы. На вопрос «В чем вы видите преимущества новой методики?» большинство учащихся, которые в прошлые годы имели очень…

Конспекты-схемы — естественный прием умственной работы

Следует отметить, что даже учащиеся младших классов после 2—3 месяцев обучения в новых методических условиях начинают активно использовать рациональные приемы работы с различного рода учебной и научно-популярной литературой в случаях, когда им необходимо готовиться к выступлениям в классе или в предметных кружках. Это можно наблюдать и во время уроков открытых мыслей, когда каждому ученику предоставляется…

Сделайте это, и вы поймете

А теперь самое сложное задание для читателей. По оставшимся пунктам рассмотренного ранее плана необходимо смоделировать еще одну страницу опорных сигналов, использовав при этом не более 300 печатных знаков. Не выполнив эту работу, невозможно представить, что такое выбор символов, компоновка их в логические блоки, художественное оформление отдельных узлов, а также общей картины страницы с опорными сигналами….

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru