Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Делай, как мы, делай вместе с нами, делай лучше нас / Кто будет проверять упражнения у учащихся десятых классов?

Кто будет проверять упражнения у учащихся десятых классов?

Урок ведет В. Ф. ШаталовПосле всего сказанного неизбежно возникает новый вопрос: кто будет проверять упражнения у учащихся десятых классов? В ответе на этот вопрос раскрывается еще одна важная особенность новой методики. Для начала попробуем обратиться к миру внутренних ощущений и школьников и педагогов. На протяжении 6 лет — от IV до IX класса — учащиеся систематически, много и продуктивно работали над заданным материалом.

Работа эта никогда не была сопряжена с какими бы то ни было перегрузками, всегда доставляла им удовольствие, а обширный запас теоретических знаний создал за многие годы устойчивое состояние уверенности в своих силах.

Если ко всему этому присовокупить, что на пороге X класса абсолютное большинство завтрашних абитуриентов в достаточной степени строго определили выбор своего жизненного пути, то станет совершенно понятным и переход их в качественно новое состояние активного внутреннего самоконтроля и устойчивого стремления к обогащению своих знаний.

Такие учащиеся не нуждаются более в изначальных формах контроля, какими на протяжении всех лет работы в современных условиях пользуется школа. Кроме того, как и во все предшествующие годы, не прекращается работа по листам учета решенных задач и значительно чаще проводятся релейные работы, а это значит, что, получая значительное число степеней свободы, они ни в коем случае не предоставляются самим себе.

Завершая этот раздел, следует остановиться еще на двух вопросах. Первый из них сравнительно простой: не увеличатся ли затраты рабочего времени учащихся выше допустимых норм, если каждому ученику придется проверять упражнения своих младших товарищей и по математике, и по физике, и по химии? Допустимый ответ на этот вопрос даст только прямой эксперимент в масштабе целой школы, о котором вот уже несколько лет ведутся разговоры на уровне самых высоких инстанций и который, будем надеяться, начнется еще до выхода этой брошюры из печати.

Мы уверены, что эта опасность ребятам не угрожает:
еженедельные затраты рабочего времени на проверку упражнений, даже если они достигнут полутора часов, вполне окупятся дополнительным выходным днем, который предусмотрен сеткой часов новой методики для всех учащихся средних и старших классов.

Оценивая общее количество упражнений, выполняемых учащимися экспериментальных классов, преподаватели физики и математики часто недоумевали: каким образом ребята могут решать такое количество задач и примеров, не выходя из рамок допустимых гигиенических норм рабочего времени? Лучше всего на этот вопрос отвечают учителя-экспериментаторы.
«Систематическое решение упражнений и работа над теоретическим материалом приводят к тому, что, хотя теория и задачи все время усложняются, времени для их решения ребятам нужно меньше и меньше. И это — массовое явление». (В. Н. Евтухов, с. Кукушкино Раздольненского района Крымской области.). «Значительно уменьшились затраты времени учащихся на подготовку домашних заданий». (Э. К. Залевский, СШ № 22 г. Краматорска.).

«Новая методика создает большую экономию рабочего времени у учащихся, что особенно важно для групп архитекторов, перегруженных чертежами и расчетами по другим предметам». (Е. А. Бесплохотный, Краснодарский архитектурно-строительный техникум.). «18 апреля 1978 года экспериментальный IV класс писал контрольную работу из сборника дидактического материала, где на выполнение ее предусмотрен один урок. 10 учащихся затратили на выполнение этой работы от 8 до 12 минут».

Таких отчетов тысячи, и, видимо, нет смысла приводить новые, ибо все они, отмечая уменьшение затрат рабочего времени, необходимого для выполнения упражнений, прямо указывают и на причины этого явления.

Причин этих много, и среди них основными следует считать:

  1. Глубокое и осознанное понимание обширного круга теоретических разделов, лежащих в основе практических навыков.
  2. Планомерность перехода от простого к сложному, опирающаяся на один из ведущих принципов дидактики — принцип доступности.
  3. Систематичность в работе над разноплановым задачным материалом как во время уроков, так и при самостоятельной работе дома.
  4. Отсутствие каких бы то ни было наказаний за ошибки, допускаемые при выполнении упражнений в классе и самостоятельных работ во внеурочное время.

И последнее

Практика показала, что при наличии единых сборников задач, учитывающих новые формы работы, можно добиваться значительно больших успехов, сократив общее количество обязательных упражнений в 2 или даже в 3 раза.

«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов

Одноместная посадка

Одноместная посадка обеспечивает абсолютную дисциплину на уроках. Сколько раз уже было такое, когда на семинары в Донецк приезжали молодые учителя, перед которыми во всей его сложности стоял такой вопрос: уходить или не уходить из школы? Главная причина этих душевных терзаний почти всегда была в плохой дисциплине учащихся на уроках. Но вот проходило 2— 3 месяца…

Третья четверть в экспериментальном IV классе

Ребята закончили программу V класса, и им предоставлено право решать примеры на все действия с обыкновенными, десятичными и периодическими дробями из конкурсных сборников для поступающих в высшие учебные заведения. Правда, такими сборниками обеспечить всех учащихся невозможно, но беды в том нет: с помощью различных множительных машин, а иногда и просто с помощью желатина снимаются копии…

Переход на новые уровни сложности

После всего сказанного может остаться только одно сомнение: в учебнике физики для VI класса всего только 49 задач по разделу «Архимедова сила», и все они весьма простые. На каком же тогда материале производится доводка умений и навыков учащихся, если в последующие годы изучаются новые разделы с задачами большей сложности? И стабильный учебник физики, и сборник…

Доска. Доска! Доска!!!

Но не одни только одноместные столики привлекали в экспериментальный класс учителей школы. Второй точкой притяжения являлась классная доска. Более 15 квадратных метров. От стены до стены, а поверх нее — 2 скользящих крыла, которые могут располагаться по отношению к основной доске в 6 различных положениях. Большие размеры доски позволяют вести подготовку к устным ответам одновременно…

На перекрестках логических взаимосвязей

А теперь вернемся к листу учета решенных задач. Предположим, что для решения в классе учитель из брал задачу № 76 из числа задач для повторения. Это не первая задача, решаемая в классе из раздела «Давление», так как ранее были разобраны задачи из упражнения 19 на странице 91. Задача № 76 не самая простая и не…

Массовый переход на новую методическую систему

При массовом переходе на новую методическую систему неизбежно должен быть поставлен вопрос о создании по каждому учебному предмету, связанному с выполнением упражнений, сборников задач двух концентров. Первый из них будет содержать обязательные задачи для всех учащихся, вне зависимости от их склонностей. Второй — целенаправленные задачи для учащихся, проявляющих преимущественное стремление к тем или иным наукам….

Ответ ученика на уровень рассказа учителя

Самый благоприятный вариант, когда кто- либо из вызванных учащихся соглашается доказывать теорему без предварительной подготовки чертежа. Это высшая форма знаний! Такие ответы учащихся необходимо всемерно поощрять, прямо отмечая, что вести рассказ и одновременно выполнять все необходимые построения может только учитель. Отвечать так — это значит вплотную подойти, в этой его части, к профессиональному мастерству педагога,…

Релейные контрольные работы

Наиболее действенной формой контроля являются релейные контрольные работы. Они проводятся не реже одного раза в полугодие (по физике), начиная со второго полугодия VI класса. В них включаются задачи, которые решены учащимися между двумя релейными работами. Предположим, что в первом полугодии ученик решил (в классе и дома) 200 задач. Если в обычной контрольной работе ученику можно…

С весельем и отвагой!

Иное дело, когда успех обеспечен прочным знанием способа решения. Иное дело, когда радость твоих побед разделит с тобой старший товарищ — твой консультант. Иное дело, когда о каждой своей победе можно заявить во всеуслышание, не рискуя прослыть зазнайкой или бахвалом. Это требует пояснения: после проверки упражнений консультантом все правильно решенные задачи отмечаются в тетради, в…

«Обычаи мои такой…» А. Грибоедов

Но сначала об одном очень важном меходическом приеме. Суть его в том, что при решении упражнении в классе ребята ничего не записывают. О психологической несовместимости выполнения одновременно 2 операций говорилось уже достаточно много, но сейчас возникла необходимость подкрепить эту же мысль применительно к операциям решения и записи упражнений.Пример первый Урок физики в VIII классе. Тема…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru