В одиночку экспериментатору от сложностей не уйти
У искушенных учителей физики в этом месте может возникнуть сомнение: успех в решении задач может прийти к ученику только в том случае, если он отлично владеет системой единиц и умеет безошибочно выполнять все действия с обыкновенными и десятичными дробями, а это бывает далеко не всегда. Да, не всегда, но это только в условиях традиционной методики.
При работе на новой методической основе уже в IV классе практически навыки в решении арифметических примеров и в преобразованиях с именованными числами достигают такого совершенства, что расчетные ошибки в VI классе начисто снимаются. Это достигается рядом методических приемов, рассказ о которых, к сожалению, выходит за рамки этой работы.
Достаточно сказать, что только в IV классе каждый ученик решает самостоятельно около 100 примеров на все действия с обыкновенными и десятичными дробями, большая половина которых — из сборников упражнений для поступающих в высшие учебные заведения. Во все последующие годы решение примеров не прекращается ни на один день.
При такой постановке работы достигается чрезвычайно важный эффект — убежденность в правильности выполняемых операций. Перед учеником никогда не возникает дилеммы: является ли ошибочный итог результатом вычислительного просчета или в основе его — ложная логическая концепция самого подхода к решению задачи? Быстрота и четкость вычислительных операций позволяют значительно повысить сложность и увеличить количество задач, решаемых на уроке.
Оговоримся сразу: начинать работу на новой методической основе в VI классе по одной только физике, без предварительной математической подготовки — это значит работать с очень низким коэффициентом полезного действия. Учитель в этом случае попадает в состояние неустойчивого равновесия. С одной стороны, перед ним во всей полноте начиная с первых же уроков раскрываются преимущества новой методики, а с другой — он никак не может получить тех удивительных результатов, сообщения о которых приходят к нему из экспериментальных материалов донецких школ.
Это решающе важно: никогда еще работа на новой методической основе в школах г. Донецка не велась только по одному учебному предмету. Так, учащиеся набора 1970 года изучали с применением систем опорных сигналов алгебру, геометрию, физику, астрономию и электротехнику. Учащиеся набора 1972 года — алгебру, геометрию, физику и астрономию (курс электротехники к тому времени в школах был уже упразднен).
Учащиеся набора 1975 года — алгебру, геометрию, физику, химию, астрономию и географию (экспериментальную работу в этом классе вели 3 учителя).
«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов
Если ученик отсутствовал на уроке, то, возвратившись в школу, он сразу видит, какие задачи были решены на уроках в его отсутствие. Если он может справиться с ними сам, то это лучший вариант, и о нем, видимо, рассказывать не стоит. Иное дело, когда задачи оказываются для него непосильными. В этом случае учитель обращается к любому ученику…
Вникнем В курсе физики VI класса (экспериментальная методика) таких разделов, как «Давление», 25. С интервалами не более одного урока они следуют один за другим, и после каждого раздела включаются задачи из нового раздела такой же важности и такой же сложности, как и задачи из раздела «Давление». Получить знания по всему курсу физики к концу учебного…
Материал на уроке подается достаточно большими блоками, иногда по 3—4 параграфа. Учитель четко, в быстром темпе ведет объяснение. Потом для закрепления он повторяет рассказ по опорным конспектам, которые выдаются каждому ученику. Дома ученики работают с учебником и конспектом. На следующем уроке они воспроизводят конспекты по памяти и сдают их учителю. Одновременно идет магнитофонный и тихий…
Завтра исчезнут последние сомнения: на зов доброго человеческого сердца не откликнуться невозможно. Так ласточки ставят на крыло своих птенцов. Кружат рядом с ними, подбадривают, а если птенец с ленцой, то не постесняются и вытолкнуть его из гнезда: лети! Еще и еще раз: ученик должен учиться победно. Совершенно безосновательны сомнения по поводу того, что ребята, не…
Предположим, что учащиеся двух классов — обычного и экспериментального закончили изучение раздела «Архимедова сила. Плавание тел». Если теперь, спустя 3—4 урока, провести в этих классах одну и ту же контрольную работу по этому разделу, то учащиеся обычного класса напишут ее значительно лучше, чем учащиеся, обучающиеся по новой методике. И это понятно: для учителя, работающего в…
Отсутствие оценки в ведомости открытого учета знаний — не двойка, а перспектива, возможность получить хорошую оценку и сигнал тревоги для учителя и товарищей: нужна помощь! Семья и школа Оценив возможности новой методики, родители становятся ее активными сторонниками. Опорные конспекты и ведомости открытого учета знаний помогают родителям контролировать учение детей. Урок ведет В. Ф. Шаталов В….
Обычный класс. Конец урока. Учитель задает детям 2 задачи для самостоятельного решения дома. Современная педагогика ориентирует каждого учителя на домашнее задание, которое бы соответствовало возможностям среднего ученика. Остановим наше внимание на этом термине. На железнодорожном транспорте существует понятие «средняя скорость», в физике можно говорить о средней плотности, но что такое средний ученик? Если разделить класс…
Вполне понятно, что в первые месяцы учебного года элементарная математика не повторялась и не изучалась. А в конце октября вдруг возникла необходимость провести глубокий срез уровня знаний учащихся по элементарной математике. С одной стороны, этого делать было нельзя — 6 месяцев слишком большой разрыв. С другой же, необычайно интересно, что знают и умеют учащиеся, если…
Многочисленные хронометражи вскрыли еще одну утечку времени — ответы с места. При различного рода дополнениях к ответам, во время эвристических бесед при изложении нового материала на каждом уроке теряется более 3 минут только на то, чтобы, слегка отодвинув стул, встать, а затем, придвинув его, сесть на место. Это, не считая потерь времени на рассеивание внимания…
С одной стороны, все домашние задания должны быть посильными, а с другой — должны находиться на высоком уровне трудности, применительно к каждому отдельно взятому ученику. Соотнесем эти два требования с домашними заданиями на «среднего» ученика, и тотчас же станет понятным, что здесь и ученикам, и учителям-практикам уготован капкан: налицо совершенно очевидное противоречие! Хотим мы того…