Требуются дирижаблестроители
До Великой Отечественной войны в нашей стране была необыкновен¬ная организация под названием «Дирижаблестрой». Ясно, для чего она предназначалась. А при «Дирижаблестрое» имелся учебный комбинат, так сказать, кузница будущих дирижаблестроителей и аэронавтов (как назывались экипажи дирижаблей).
Было построено более десятка дирижаблей разных типов. Небольших по объему для тренировки и научных целей. Самый большой и лучший советский дирижабль назывался «СССР В-6 «Осоавиахим»». Он побил мировой рекорд продолжительности полета, продержавшись в воздухе более ста тридцати часов.
Незадолго до войны дирижабли у нас перестали строить. В других странах их тоже почти не строили. Прошло много лет, и во многих городах: в Ленинграде, Киеве, Свердловске, Новосибирске — появились энтузиасты возрождения дирижаблестроения. Образовались общественные конструкторские бюро, в которых молодые инженеры и дирижаблестроители-ветераны чертили проекты невиданных воздушных кораблей. Они собирались на конференциях и горячо доказывали: современная техника позволяет строить надежные дирижабли, крайне необходимые нефтяникам и лесникам, энергетикам и рыбакам, геологам и агрономам. «Нужны, — говорили энтузиасты, — и небольшие дирижабли объемом в тысячи кубометров и гиганты объемом в сотни тысяч кубометров». Одни будут использоваться для ледовой разведки на трассах Северного морского пути, другие — для смены экипажей рыболовецких судов в открытом море, третьи — для внесения удобрений в почву и опыления полей, четвертые — для перевозки руды, добытой на отдаленных рудниках. Всем найдется дело, заверяли сторонники дирижаблей и приводили свои расчеты.
А расчеты эти и в самом деле были красноречивыми. Оказалось, что дирижабли в два-три раза экономичнее самолетов. По сравнению с вертолетами они выгоднее в десятки раз!
Как тут было не вспомнить Константина Эдуардовича Циолковско¬го, основоположника звездоплавания и конструктора цельнометаллических воздушных кораблей, который еще на заре дирижаблестроения утверждал, что дирижабли будут самыми экономичными летательными аппаратами.
Слов нет, дирижабли в скорости не могут соревноваться с реактивными самолетами. Но они не такие уж и тихоходы. Во всяком случае, они способны двигаться быстрее и поездов, и автомобилей, и морских судов. Да ведь не всегда и нужна большая скорость.
Кому же строить дирижабли?
Это серьезный вопрос! Инженеров-самолетостроителей готовят специальные авиационные институты. Более пяти лет надо упорно учиться, затем пройти большую производственную практику, накопить опыт, чтобы стать хорошим авиаконструктором. Конечно, и на инженера-дирижаблестроителя надо специально учиться, освоить все тонкости этого непростого дела. Вот только институтов таких пока нет! А они уже нужны. Очень нужны!
Б. Броуде, Г. Черненко
Гольф, один из старейших и наиболее уважаемых спортивных видов, привлекает миллионы фанатов со всего мира. Этот спорт характеризуется изысканным стилем и стремительным развитием. Но что, если мы скажем вам, что гольф может стать не только источником вдохновения, но и источником дополнительного дохода? Да, ставки на гольф могут стать увлекательным и прибыльным занятием. В этой статье…
Город выглядел так, словно в нем произошел взрыв. Крыши, окна и двери были унесены вдаль… Порт был полон затонувших судов; пристани исчезли… Некоторые дома были сорваны со своего места и отброшены на значительное расстояние… Никакие бомбардировки не смогли бы придать городу столь жалкий вид…» С этими таинственными, несущими разрушение и смерть, силами природы люди сталкивались…
Первопричина появления вихрей — нагрев воздуха на дневной стороне Земли. Рост температуры вызывает подъем давления, а возникающий в результате перепад давлений начинает перемещать воздушные массы вокруг Земли. Тут вступают кориолисова, а затем и центробежная силы. Взаимодействие этих трех сил закручивает поток. Так очень схематично можно описать возникновение циклонов. В действительности дело обстоит гораздо сложнее, и…
Три закона Ньютона и закон всемирного тяготения знает каждый школьник. Немного найдется физических закономерностей, которые в течение веков с таким же неизменным постоянством излагали в учебниках. Ньютон в те времена был профессором знаменитого Тринити-колледжа, входящего в состав Кембриджского университета. Три студента посещали его лекции по арифметике, географии, оптике и другим наукам. Лекции читались только в…
До Великой Отечественной войны в нашей стране была необыкновен¬ная организация под названием «Дирижаблестрой». Ясно, для чего она предназначалась. А при «Дирижаблестрое» имелся учебный комбинат, так сказать, кузница будущих дирижаблестроителей и аэронавтов (как назывались экипажи дирижаблей). Было построено более десятка дирижаблей разных типов. Небольших по объему для тренировки и научных целей. Самый большой и лучший советский…
Город выглядел так, словно в нем произошел взрыв. Крыши, окна и двери были унесены вдаль… Порт был полон затонувших судов; пристани исчезли… Некоторые дома были сорваны со своего места и отброшены на значительное расстояние… Никакие бомбардировки не смогли бы придать городу столь жалкий вид…» С этими таинственными, несущими разрушение и смерть, силами природы люди сталкивались…
Первопричина появления вихрей — нагрев воздуха на дневной стороне Земли. Рост температуры вызывает подъем давления, а возникающий в результате перепад давлений начинает перемещать воздушные массы вокруг Земли. Тут вступают кориолисова, а затем и центробежная силы. Взаимодействие этих трех сил закручивает поток. Так очень схематично можно описать возникновение циклонов. В действительности дело обстоит гораздо сложнее, и…
В этот пасмурный майский день 1937 года на дирижабельной базе Лейкхорст близ Нью-Йорка встречали самый большой пассажирский дирижабль «Гинденбург», прибывавший из Берлина. Встречавшие — а их немало собралось здесь — весело переговаривались, предвкушая близкую встречу с родными и друзьями. Путешествие на дирижабле-гиганте стоило недешево и было доступно лишь богатым людям. На «Гинденбурге» уже готовились к…
И вот в последние десятилетия снова возник интерес к дирижаблям. И это несмотря на расцвет авиации, на появление огромных реактивных транспортных самолетов, пассажирских лайнеров и вертолетов, грузоподъемностью в несколько десятков тонн! Причина ясная. Хороши самолеты и вертолеты, но и недостатки у них серьезные. Их могучие двигатели расходуют много топлива и сильно загрязняют атмосферу выхлопными газами. За…
Нормальная жизнь океанов, в том числе и воздушного, просто немыслима без циклонов и антициклонов, которые являются важнейшими «шестернями» глобальных — климатического и погодного — механизмов. Если бы вдруг по какой-то невероятной причине вихри перестали бы возникать, то скорее всего прекратилась бы жизнь на Земле. Что же такое циклон? Если очень коротко, то это круговая, точнее,…