Невероятно, но факт!

Формула контроля

Формула ответов по листам взаимопредельно строга: если строгости ученик не может ответить на один из предложенных ему вопросов, то выше тройки, если даже он хорошо ответит на все остальные вопросы, ему выставлено быть не может. Если же такое случается дважды, то с его парты снимается флажок и дальнейший его опрос прекращается. Он как бы выбывает из игры, а то, что весь процесс опроса живо напоминает быстротечную и увлекательную игру, хорошо понимают и учащиеся, и учителя.

Отчего такая строгость? Попробуем разобраться. После того как учитель закончит опрос по всем вопросам, а их, как мы помним, более 50, начинается второй цикл опроса по этим же вопросам. В нем принимают участие только те ребята, которые успешно справились с вопросами первого цикла.

Их — об этом уже было сказано — в IV классе остается обычно не более 20. Начало опроса придется, конечно же, не на того ученика, с которого был начат первый опрос, и потому в классе ни одному ученику не придется дважды отвечать на один и тот же вопрос. В двух циклах каждому ученику приходится в общей сложности отвечать на 5—6 вопросов. Этого вполне достаточно, чтобы оценить его подготовку по всем вопросам первого листа взаимоконтроля.

Никакие экзамены в современной школе не могут идти в сравнение с опросом по листам взаимоконтроля, если рассматривать плотность опроса. Для примера: плотность опроса на переводных и выпускных экзаменах составляет при 25 билетах 4%, а при 33 билетах — всего 3%. Плотность же опроса по листам взаимоконтроля — 12—15%. Это в первом потоке, где отвечают самые лучшие ученики.

Плотность же второго опроса вдвое больше. Такая плотность опроса позволяет с высокой степенью объективности оценивать истинные знания учащихся и вносить соответствующие коррективы в итоговые оценки после окончания каждой учебной четверти. Одновременно с этим на основании теории вероятностей при плотности опроса 10% отказ от ответа всего на один только вопрос эквивалентен отказу от ответов на 5 вопросов листа взаимоконтроля, а при плотности опроса 15% есть все основания при отказе от ответа на один вопрос усомниться в знаниях ученика по 6—7 другим вопросам. Согласимся, что оценить такую подготовку к уроку выше чем баллом три нельзя.

Если же ученик не знает ответов на 2 вопроса, то это равносильно отказу от ответов на 15 вопросов из 50. Вот почему в этом случае опрос ученика прекращается.

«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов

Один за всех и все за одного

В тех же случаях, когда на работу в условиях новых требований переводились три и более учебных предмета, активные трудовые навыки к исходу 2—3 месяцев работы приобретали даже совершенно безнадежные в прошлом ученики. И в этом нет ничего удивительного: один учитель далеко не всегда может оперативно откликнуться на каждый сигнал тревоги. В случае же, когда в…

Первый лист взаимоконтроля

Классы. Римские цифры. Знаменатель. Числитель. Обозначение отрезка. Свойство отрезка. Длина отрезка. Применение шкал. Свойства прямой линии. Обозначение прямой линии. Параллельные прямые. Луч. Обозначение луча. Бесконечная шкала. Натуральный ряд. Свойства натурального ряда. Что значит выполнимость действия? Пустое множество. Элементы множества. Множество планет Солнечной системы. Принадлежность элемента к множеству. Конгруэнтные фигуры. Примеры конгруэнтных фигур. Обозначения больше и…

Первый урок

Поскольку первые два этапа урока занимают не более 27 минут, в распоряжении учителя остается еще 18 минут. Этого времени вполне достаточно, для того чтобы неторопливо, обстоятельно и четко самому ответить на все 37 вопросов листа. Правда, для экономии времени чтение вопросов нужно поручить одному из учащихся. В этом случае темп урока становится предельно высоким, а…

Принцип равных условий

Кроме того, велика ли мудрость — дать определение параллельным прямым и привести примеры их из геометрии и жизни, вычертить луч и показать на доске способ письменного обозначения луча? Эти понятия вседоступны, и позволить наиболее быстродумной части учащихся выпятить свои преимущества перед теми, кто мыслит несколько медленнее,— педагогически бестактно, если не сказать больше. Никогда не следует…

Принцип равных условий (До 40 уроков в год!)

До 40 уроков в год! И на всех этих уроках в классах присутствуют не программно-вычислительно-запоминающие устройства, а живые люди — дети — с великим множеством неповторимо различных чувств, реакций и взаимоотношений. Создать на уроке обстановку всеобщего взаимоуважения, нравственного покоя и психологического комфорта — первейшая заповедь педагога-наставника. Поверхность изложения, на которую было указано как на вторую…

Обоснование термина

Прежде чем приступить к описанию структуры следующего урока, поясним сам смысл слова взаимоконтроль. Суть его в том, что при подготовке к ответам учащиеся многократно контролируют друг друга, а вся работа над вопросами листа проходит в обстановке активной товарищеской взаимопомощи. В некотором роде такая же работа наблюдается и при подготовке к письменным ответам, но в данном…

Второй урок

Но вот ребята уже на местах. Перед каждым небольшой листок бумаги с его фамилией и именем. Рядом — ручка. У передней кромки столика — флажок. Начинается опрос. Учитель называет фамилию одного из учеников и предлагает ему ответить на первый вопрос. Этот ответ сопряжен с записями на доске, и поэтому ученик выходит из-за своего столика и…

Последовательность опроса ребятам известна

Это, во-первых, избавит от ненужных волнений. Во-вторых, сделает ответ значительно более последовательным и ровным, а в-третьих, сэкономит драгоценные секунды урока. Вот уж сколько лет об этом настоятельно говорится на всех семинарах начинающим экспериментаторам, ко еще не нашлось среди них такого, который бы принял это утверждение, добытое многолетней практикой, как руководство к действию. Каждый обязательно пробует…

А если?.. А если?.. А если?..

После каждого ответа учитель объявляет оценку ученику, и тот выставляет ее в лежащий перед ним листочек. В этом месте можно предвидеть вопрос: «А не содержится ли в этом элементе скрытый путь к нечестности? И если «да», то как ее предупредить?» Прежде всего — нет. Нет — по многим соображениям. Первое: учитель ведет опрос, перемещаясь по…

На стыке принципа посильности и принципа открытых перспектив

Второй цикл опроса проходит несколько быстрее, и к исходу 28-й минуты работа с первой группой учащихся завершается. Ребята сдают учителю свои листочки и по совокупности всех оценок получают одну — итоговую. Отличные оценки тут же заносятся в ведомость открытого учета знаний чернилами, хорошие и посредственные — карандашом: за каждым учеником сохраняется право повторного ответа по…

Все права защищены ©2006-2023. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!