Экспериментальные исследования прошлых лет
Экспериментальные исследования прошлых лет совершенно четко показали, что восьмиклассники начинают использовать второй выходной день именно так, как это предусматривает новая методика, но как будут вести себя в новых условиях учащиеся 13—14-летнего возраста, покажет будущее.
Начиная с 1956 года исследовательская работа, частично изложенная в этой книге, велась с позиции активной учительской практики, и потому каждым своим положением она отстаивает и утверждает научный авторитет учителя, его право на каждодневный творческий поиск. В этом, и прежде всего в этом, необходимо видеть истоки того неподдельного интереса, с которым педагогическая общественность страны отнеслась к экспериментальной работе в школах Донецкой области.
Сегодня новая методика обрела тысячи последователей в Молдавии и Белоруссии, Дагестане и Туркмении, Российской Федерации и в самых отдаленных уголках страны.
Имена учителей, творчески осмысливших новые методические положения, уже появились на страницах печати.
Задачи, стоящие перед школой, побуждают их находить широкие возможности для выявления индивидуальных особенностей и способностей детей, вдохновлять их на полнокровную и радостную школьную жизнь, вырабатывать навыки самостоятельной работы, прививать вкус к постоянному и углубленному самообразованию.
В книге сделана первая попытка рассказать об основных положениях новой методики.
«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов
Уроки решения задач в первые 2 месяца работы сами по себе поддерживают высокий уровень сложности упражнений, так как в значительной мере строятся по принципу консультативных указаний к самостоятельным работам. В течение же всего ноября работе над теоретическим материалом уделяется на каждом уроке не более 5 минут в форме обзорного фронтального повторения. Специфика его в значительной…
Смещение центра тяжести в сторону практических навыков происходит во втором полугодии почти по всем учебным предметам, а это оказывается чрезвычайно важным по двум причинам. К концу каждого учебного года ребята должны физически ощутить результаты своего учебного труда, а это возможно только при одновременном взлете теоретических знаний и свободном владении навыками решения различного рода задач и…
Детальный анализ календарных планов по всем учебным предметам по всем учебным параллелям в условиях работы на новой методической основе занял бы несколько десятков печатных страниц. Ограничимся только некоторыми примерами, поясняющими структуру учебной работы. Начнем с курса астрономии. Изучение астрономии по новой методике позволяет учащимся получить два дополнительных свободных часа в последней, самой напряженной учебной четверти….
Можно предвидеть, что у читателей немедленно возникнет вопрос о том, как быть, если в X классе окажется всего несколько учеников, изучивших астрономию в период летнего отдыха. Но здесь все просто: как в экспериментальных классах учащихся освобождают от изучения астрономии в IV четверти, так и этих ребят можно будет освободить от посещения уроков астрономии на весь…
Первый урок Письменные ответы учащихся — 12 минут. Устные ответы — 15 минут. Решение задач — 18 минут. Второй урок Решение задач — 27 минут. Объяснение нового материала — 15 минут. Разумеется, такая дозировка времени весьма ориентировочна, и в зависимости от объема и сложности теоретического материала вполне возможны самые разнообразные вариации рабочего времени уроков, но…
Психологическая раскрепощенность в выборе задачного материала — фактор очень большой действенной силы, и выполнение упражнений становится для ребят не обязанностью, а внутренней потребностью. В таких условиях при подготовке к первому уроку почти все ученики значительную часть времени уделяют решению задач. Это ни в коем случае не нарушает гигиенического режима, так как для подготовки по листам…