По новым календарным срокам
Детальный анализ календарных планов по всем учебным предметам по всем учебным параллелям в условиях работы на новой методической основе занял бы несколько десятков печатных страниц. Ограничимся только некоторыми примерами, поясняющими структуру учебной работы. Начнем с курса астрономии.
Изучение астрономии по новой методике позволяет учащимся получить два дополнительных свободных часа в последней, самой напряженной учебной четверти. В мае же часто создается такое положение, когда в некоторых классах уроки астрономии не проводятся вовсе — все ученики получают в аттестаты об окончании средней школы отличные оценки. Летом 1978 года у группы энтузиастов — учителей астрономии возникла идея совсем уже необычного эксперимента. По статусу работы пионерских лагерей каждый школьник, находясь в лагере, должен не менее одного часа в день заниматься учебной работой по интересу.
Продолжительность пребывания в лагере — 24 дня. Но ведь это как раз тот самый лимит рабочих дней, который необходим для изучения курса астрономии! Разве не заманчиво между делом, в непринужденной лагерной обстановке всего за 24 летних дня изучить целый учебный предмет и получить на весь учебный год в X классе дотацию свободному времени — почти 2 часа в неделю?!
Кроме того, в зимнее время из-за неблагоприятных погодных условий чрезвычайно трудно находить метеорологические окна для проведения астрономических наблюдений, звездных походов и различного рода других практических работ. Летом же для любителей астрономии — раздолье.
Не случайно поэтому в Донецкой области получила такое признание работа старого учителя, автора многоширотной подвижной карты звездного неба Ильи Федоровича Шумило.
Несмотря на преклонный возраст, учитель-энтузиаст все свое свободное время отдает клубу ЮЛА (юные любители астрономии) и пионерской обсерватории, активно действующей в пионерском лагере «Буревестник» на берегу Азовского моря. Высокую оценку работе этой обсерватории дал летчик-космонавт Г. С. Титов, побывавший у юных дон-чан вскоре после своего космического полета.
«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов
Экспериментальные исследования прошлых лет совершенно четко показали, что восьмиклассники начинают использовать второй выходной день именно так, как это предусматривает новая методика, но как будут вести себя в новых условиях учащиеся 13—14-летнего возраста, покажет будущее. Начиная с 1956 года исследовательская работа, частично изложенная в этой книге, велась с позиции активной учительской практики, и потому каждым своим…
Можно предвидеть, что у читателей немедленно возникнет вопрос о том, как быть, если в X классе окажется всего несколько учеников, изучивших астрономию в период летнего отдыха. Но здесь все просто: как в экспериментальных классах учащихся освобождают от изучения астрономии в IV четверти, так и этих ребят можно будет освободить от посещения уроков астрономии на весь…
Первый урок Письменные ответы учащихся — 12 минут. Устные ответы — 15 минут. Решение задач — 18 минут. Второй урок Решение задач — 27 минут. Объяснение нового материала — 15 минут. Разумеется, такая дозировка времени весьма ориентировочна, и в зависимости от объема и сложности теоретического материала вполне возможны самые разнообразные вариации рабочего времени уроков, но…
Психологическая раскрепощенность в выборе задачного материала — фактор очень большой действенной силы, и выполнение упражнений становится для ребят не обязанностью, а внутренней потребностью. В таких условиях при подготовке к первому уроку почти все ученики значительную часть времени уделяют решению задач. Это ни в коем случае не нарушает гигиенического режима, так как для подготовки по листам…
Уроки решения задач в первые 2 месяца работы сами по себе поддерживают высокий уровень сложности упражнений, так как в значительной мере строятся по принципу консультативных указаний к самостоятельным работам. В течение же всего ноября работе над теоретическим материалом уделяется на каждом уроке не более 5 минут в форме обзорного фронтального повторения. Специфика его в значительной…
Смещение центра тяжести в сторону практических навыков происходит во втором полугодии почти по всем учебным предметам, а это оказывается чрезвычайно важным по двум причинам. К концу каждого учебного года ребята должны физически ощутить результаты своего учебного труда, а это возможно только при одновременном взлете теоретических знаний и свободном владении навыками решения различного рода задач и…