Урок
Первый урок
- Письменные ответы учащихся — 12 минут.
- Устные ответы — 15 минут.
- Решение задач — 18 минут.
Второй урок
- Решение задач — 27 минут.
- Объяснение нового материала — 15 минут.
Разумеется, такая дозировка времени весьма ориентировочна, и в зависимости от объема и сложности теоретического материала вполне возможны самые разнообразные вариации рабочего времени уроков, но основная суть этого примера — в соответствии времени, выделяемого на 2 уроках для решения задач и для изучения теоретического материала: на каждые 45 минут теории приходится 45 минут выполнения упражнений. В результате этого изучение всего программного материала IV класса учащиеся заканчивают в последней декаде октября.
Сообразно прохождению теоретического материала регламентируется и самостоятельная работа учащихся. При подготовке к первому уроку учащиеся могут вообще не решать задач. Их внимание нацелено только на теоретический материал. С точки зрения единонаправленности восприятия такая формула работы не распыляется на результатах подготовки к письменным опросам и устным ответам у доски, во время магнитофонного и тихого опросов.
При подготовке ко второму уроку ребята направляют свое внимание только на решение задач, и это снова создает весьма благоприятные условия для самостоятельной работы. Но уже при разработке этой формулы рабочего времени двух сопряженных уроков было ясно, что на практике такой ритм работы будет выдерживаться очень немногими учащимися.
«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов
Можно предвидеть, что у читателей немедленно возникнет вопрос о том, как быть, если в X классе окажется всего несколько учеников, изучивших астрономию в период летнего отдыха. Но здесь все просто: как в экспериментальных классах учащихся освобождают от изучения астрономии в IV четверти, так и этих ребят можно будет освободить от посещения уроков астрономии на весь…
Психологическая раскрепощенность в выборе задачного материала — фактор очень большой действенной силы, и выполнение упражнений становится для ребят не обязанностью, а внутренней потребностью. В таких условиях при подготовке к первому уроку почти все ученики значительную часть времени уделяют решению задач. Это ни в коем случае не нарушает гигиенического режима, так как для подготовки по листам…
Уроки решения задач в первые 2 месяца работы сами по себе поддерживают высокий уровень сложности упражнений, так как в значительной мере строятся по принципу консультативных указаний к самостоятельным работам. В течение же всего ноября работе над теоретическим материалом уделяется на каждом уроке не более 5 минут в форме обзорного фронтального повторения. Специфика его в значительной…
Смещение центра тяжести в сторону практических навыков происходит во втором полугодии почти по всем учебным предметам, а это оказывается чрезвычайно важным по двум причинам. К концу каждого учебного года ребята должны физически ощутить результаты своего учебного труда, а это возможно только при одновременном взлете теоретических знаний и свободном владении навыками решения различного рода задач и…
Экспериментальные исследования прошлых лет совершенно четко показали, что восьмиклассники начинают использовать второй выходной день именно так, как это предусматривает новая методика, но как будут вести себя в новых условиях учащиеся 13—14-летнего возраста, покажет будущее. Начиная с 1956 года исследовательская работа, частично изложенная в этой книге, велась с позиции активной учительской практики, и потому каждым своим…
Детальный анализ календарных планов по всем учебным предметам по всем учебным параллелям в условиях работы на новой методической основе занял бы несколько десятков печатных страниц. Ограничимся только некоторыми примерами, поясняющими структуру учебной работы. Начнем с курса астрономии. Изучение астрономии по новой методике позволяет учащимся получить два дополнительных свободных часа в последней, самой напряженной учебной четверти….