Невероятно, но факт!
Главная / Делай, как мы, делай вместе с нами, делай лучше нас / Массовый переход на новую методическую систему

Массовый переход на новую методическую систему

Урок ведет В. Ф. ШаталовПри массовом переходе на новую методическую систему неизбежно должен быть поставлен вопрос о создании по каждому учебному предмету, связанному с выполнением упражнений, сборников задач двух концентров.

Первый из них будет содержать обязательные задачи для всех учащихся, вне зависимости от их склонностей. Второй — целенаправленные задачи для учащихся, проявляющих преимущественное стремление к тем или иным наукам. В первом приближении в каждом из этих сборников должно содержаться более 2000 задач по физике.

Что же касается математики, то здесь еще остается слишком много нерешенных вопросов, связанных с переходом на новое содержание, с последовательностью и целевым назначением самого курса. Используя большое количество сборников задач, учащиеся снова и снова возвращались к задачам, основанным на одном и том же теоретическом материале, причем каждый раз на более высоком уровне трудности. Это опять напоминает восхождение по спирали.

Например, в X классе, когда весь теоретический курс математики уже был изучен полностью, роль ведущего сборника была отдана «Сборнику задач по математике для конкурсных экзаменов во втузы» 1. В этом сборнике 16 глав.

В школе на первом уроке (спаренном) кроме всех прочих работ ребята решали 5 задач (группы Б и В) из 5 последовательно идущих одна за другой глав: 2-й — 6-й (первая не учитывается, так как решение арифметических примеров на уроке к тому времени уже было освоено).

На втором уроке этого же цикла подбирались упражнения из 7-й— 11-й глав, на последнем уроке цикла — упражнения из 3 последних глав. Промежутки между циклами составляли 1—2 урока, на которых велась работа по другим сборникам задач. В классе ребята решают одни и те же задачи высокого уровня сложности. Успех работы обеспечивается основательной теоретической подготовкой всех учащихся.

Сложность и количество задач, решаемых дома, не регламентируется учителем. Ребята выбирают сами. Однажды покоривший горную вершину всегда будет стремиться покорить еще более недоступную. Любознательность и целеустремленность свойственны каждому человеку.

Попробуйте остановить годовалого карапуза в его неуемном стремлении к активной деятельности. Однажды научившись разгадывать ребусы; мы всегда и охотно будем теперь это делать на протяжении всей жизни. Обладая достаточно высоким уровнем лексической культуры, мы никогда не пройдем мимо кроссворда, будь он в районной газете или журнале «Огонек».

Идти навстречу трудностям и преодолевать их — программное свойство каждого человека. Выскажем, однако, одно соображение. Мы с таким удовольствием и увлечением разгадываем кроссворды, потому как это для нас отдых. Если бы в каком-либо учреждении существовала должность разгадывателя кроссвордов, отношение к этому виду деятельности, очевидно, было бы другим. В условиях традиционного обучения никто и никогда не ставил вопрос о том, является ли решение задач учащимися во внеурочное время трудом или отдыхом. Это труд — труд неэффективный, ибо задачи, рассчитанные на «среднего» ученика, не доставляют радости и удовольствия значительному большинству учащихся.

«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов

6 иностранных языков в год

Пассивность же эта накапливается от урока к уроку, от недели к неделе. Никто не ощущает так остро сложность учебной работы, как администраторы школ, которым по долгу их обязанностей приходится систематически посещать уроки учителей-предметников. Уж они-то отлично знают продолжительность каждой из 45 минут урока! Подсчитано, что за один только рабочий день учащиеся средних и старших классов…

С открытым забралом

Вполне возможно, что кто-либо из оппонентов уже записал в своей тетради: «Релейные работы — не натаскивание ли? Не долбежка ли? Зачем все это нужно?». Сначала вопрос к самим оппонентам. Если учащиеся достигнут такого уровня подготовки, при котором они будут решать задачи не хуже, чем их учитель, то можно ли считать результаты такой учебной работы достаточными…

Кто будет проверять упражнения у учащихся десятых классов?

После всего сказанного неизбежно возникает новый вопрос: кто будет проверять упражнения у учащихся десятых классов? В ответе на этот вопрос раскрывается еще одна важная особенность новой методики. Для начала попробуем обратиться к миру внутренних ощущений и школьников и педагогов. На протяжении 6 лет — от IV до IX класса — учащиеся систематически, много и продуктивно…

Воспроизведение решенного на доске задания самостоятельно

Ее величество. Педагогика Сколько вопросов возникло у читателя после этого сообщения? А если не решит? А если перепишет? Как проверить после этого 40 тетрадей? Сколько времени выделять для записи? Не приводит ли это к уменьшению числа упражнений, решаемых в классе? Примеры решать только по одному или сразу несколько? Записывать решение одного упражнения или сразу всех,…

Вниманию высшей школы

В этом плане маленький совет молодым учителям: для того чтобы надежно и скоро освоить все задачи из стабильных (для начала) сборников, необходимо использовать ту же методику, которая вот уже много лет уверенно работает во всех экспериментальных классах. А в дальнейшем, будем надеяться, в педагогических институтах и университетах. Министерство высшего образования сочтет необходимым ввести еще один…

От репродуктивности к творчеству

Если у вас нет пока ответа ни на один из 10 вопросов, то вы читаете эту брошюру слишком торопливо, ответ на четвертый вопрос был дан раньше. В шестом вопросе все просто: начинать нужно с одного упражнения, а затем идти по нарастающей — до 5—6 упражнений значительной сложности. В ответе на этот вопрос прозвучал одновременно и…

Бесценным дорожить умейте!

В дальнейшем, когда учебники будут вручаться учащимся бесплатно, на форзацах их будут отпечатаны четыре такие заголовка. Можно и пять. Согласимся, что такую реликвию едва ли кто-нибудь сдаст в макулатуру. Она по достоинству займет свое место в книжных шкафах выпускников школ, откуда со временем, как знать, может перекочевать на музейный стенд. Сегодня, к великому нашему сожалению,…

Мелочь. Но результат…

На обычной классной доске расстояние от уровня плеч ученика до верхнего края доски не более 60 см. На этой узкой полоске, даже если очень стараться, можно написать мелом всего 2—3 строчки. Все остальные будут уже располагаться ниже плечевого пояса ученика, выполняющего работу на доске. А это значит — вне поля зрения учащихся! Раздражение, связанное с…

Учебный труд — это не праздная забава

Он сопряжен с ежедневными и не столь уж малыми волевыми усилиями. Основа волевых усилий — в перспективно-целевых установках. Далеких и близких. Далекие перспективы могут играть ведущую роль в работе взрослых, хотя и для взрослых радостные промежуточные результаты далеко не безразличны. В работе детей близкие перспективы заслоняют собой даже самые большие далекие цели, и они просматриваются…

Каждый день в пути

Не богата обстановка комнаты экспериментального класса, а вот — поди ж ты — что ни новинка, то целый рассказ. В переднем углу класса, у самого выхода «Справка-автомат». Мы не ошиблись: «Справка-автомат», которой пользуется на автобусных станциях, железнодорожных вокзалах, пригородных кассах и в иных местах большое число людей, чтобы получить короткую, справочного характера информацию. Вот только…

Все права защищены ©2006-2023. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!