Невероятно, но факт!
Главная / Делай, как мы, делай вместе с нами, делай лучше нас / Анализ методической литературы и различного рода учебных пособий

Анализ методической литературы и различного рода учебных пособий

Урок ведет В. Ф. ШаталовАнализ методической литературы и различного рода учебных пособий не является целью этой работы, но при подборе задач для учащихся необходимо иметь в виду разнообразие и содержательность включаемого в них материала, как это сделали в своей работе белорусские авторы.

Заглядывая же в завтрашний день нашей школы, следовало бы уже сегодня задуматься над созданием таких сборников задач, которые учитывали бы возможности ребят и отвечали бы строгим требованиям развивающего обучения.

Сегодня таких сборников еще нет, и потому в экспериментальных классах к десятому году обучения у каждого ученика было 8—10 сборников задач по одной только математике. Тетради с выполненными дома упражнениями ребята кладут на полочки открытого стенного шкафа, расположенного около стола учителя. В шкафу 12 полочек, на каждой 3 места для 3 учеников, а в глубине шкафа на стене фамилии учащихся. В некотором роде шкаф можно сравнить с табельной доской в проходной предприятия — одним взглядом можно определить, кто из учащихся отсутствует сегодня в классе или кто из присутствующих еще не сдал свои упражнения.

Для учителя — просто и удобно, а для ребят — еще и назидательно. Упражнения проверяют консультанты. Для этого им на одном из уроков физики отводится 15 минут. Правильно решенное упражнение отмечается в тетради и в учебнике.

На смену каждому решенному предлагается новое. Так, если ученик решит задачу № 75, то ему будет предложено решить задачу № 74, а вместо решенной задачи № 77 — задачу № 78. Строгий лимит задач из одного раздела удерживает Учащихся от нездорового увлечения однотипными задачами (достаточно вспомнить 10 арифметических примеров, решенных Ирой, или 27 упражнений, решенных в один присест учениками «непутевого» IX класса).

«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов

Перемена, перемена…

Отсутствие оценки в ведомости открытого учета знаний — не двойка, а перспектива, возможность получить хорошую оценку и сигнал тревоги для учителя и товарищей: нужна помощь! Семья и школа Оценив возможности новой методики, родители становятся ее активными сторонниками. Опорные конспекты и ведомости открытого учета знаний помогают родителям контролировать учение детей. Урок ведет В. Ф. Шаталов В….

Задание домой

Обычный класс. Конец урока. Учитель задает детям 2 задачи для самостоятельного решения дома. Современная педагогика ориентирует каждого учителя на домашнее задание, которое бы соответствовало возможностям среднего ученика. Остановим наше внимание на этом термине. На железнодорожном транспорте существует понятие «средняя скорость», в физике можно говорить о средней плотности, но что такое средний ученик? Если разделить класс…

Приглашение к эксперименту (Срез знаний)

Вполне понятно, что в первые месяцы учебного года элементарная математика не повторялась и не изучалась. А в конце октября вдруг возникла необходимость провести глубокий срез уровня знаний учащихся по элементарной математике. С одной стороны, этого делать было нельзя — 6 месяцев слишком большой разрыв. С другой же, необычайно интересно, что знают и умеют учащиеся, если…

Уважайте акселератов!

Многочисленные хронометражи вскрыли еще одну утечку времени — ответы с места. При различного рода дополнениях к ответам, во время эвристических бесед при изложении нового материала на каждом уроке теряется более 3 минут только на то, чтобы, слегка отодвинув стул, встать, а затем, придвинув его, сесть на место. Это, не считая потерь времени на рассеивание внимания…

Выполняются ли они?

С одной стороны, все домашние задания должны быть посильными, а с другой — должны находиться на высоком уровне трудности, применительно к каждому отдельно взятому ученику. Соотнесем эти два требования с домашними заданиями на «среднего» ученика, и тотчас же станет понятным, что здесь и ученикам, и учителям-практикам уготован капкан: налицо совершенно очевидное противоречие! Хотим мы того…

Переход на новые уровни сложности

После всего сказанного может остаться только одно сомнение: в учебнике физики для VI класса всего только 49 задач по разделу «Архимедова сила», и все они весьма простые. На каком же тогда материале производится доводка умений и навыков учащихся, если в последующие годы изучаются новые разделы с задачами большей сложности? И стабильный учебник физики, и сборник…

Одноместная посадка

Одноместная посадка обеспечивает абсолютную дисциплину на уроках. Сколько раз уже было такое, когда на семинары в Донецк приезжали молодые учителя, перед которыми во всей его сложности стоял такой вопрос: уходить или не уходить из школы? Главная причина этих душевных терзаний почти всегда была в плохой дисциплине учащихся на уроках. Но вот проходило 2— 3 месяца…

Третья четверть в экспериментальном IV классе

Ребята закончили программу V класса, и им предоставлено право решать примеры на все действия с обыкновенными, десятичными и периодическими дробями из конкурсных сборников для поступающих в высшие учебные заведения. Правда, такими сборниками обеспечить всех учащихся невозможно, но беды в том нет: с помощью различных множительных машин, а иногда и просто с помощью желатина снимаются копии…

Массовый переход на новую методическую систему

При массовом переходе на новую методическую систему неизбежно должен быть поставлен вопрос о создании по каждому учебному предмету, связанному с выполнением упражнений, сборников задач двух концентров. Первый из них будет содержать обязательные задачи для всех учащихся, вне зависимости от их склонностей. Второй — целенаправленные задачи для учащихся, проявляющих преимущественное стремление к тем или иным наукам….

Доска. Доска! Доска!!!

Но не одни только одноместные столики привлекали в экспериментальный класс учителей школы. Второй точкой притяжения являлась классная доска. Более 15 квадратных метров. От стены до стены, а поверх нее — 2 скользящих крыла, которые могут располагаться по отношению к основной доске в 6 различных положениях. Большие размеры доски позволяют вести подготовку к устным ответам одновременно…

Все права защищены ©2006-2025. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!