Невероятно, но факт!
Главная / Делай, как мы, делай вместе с нами, делай лучше нас / Циклическое развитие практических навыков учащихся

Циклическое развитие практических навыков учащихся

Вникнем

Урок ведет В. Ф. ШаталовВ курсе физики VI класса (экспериментальная методика) таких разделов, как «Давление», 25. С интервалами не более одного урока они следуют один за другим, и после каждого раздела включаются задачи из нового раздела такой же важности и такой же сложности, как и задачи из раздела «Давление».

Получить знания по всему курсу физики к концу учебного года можно только, если задачи из каждого раздела, постоянно усложняясь, будут возвращать учащихся к ранее изученным разделам на протяжении всего времени обучения. Даже от самого жаркого огня в камине знаний останется всего только горстка холодной золы, если рядом не будет заботливых рук истопника-педагога и достаточного количества заготовленных впрок поленьев-задач.

Методическое нарастание сложности задачного материала должно учитывать и законы развития мышления подростков, и психологическое состояние учащихся на протяжении учебного года. Простой расчет показывает, что, решая от урока к уроку по 2 задачи из раздела «Давление», ученик закончит решение всех 16 задач этого раздела за 8 уроков, или (2 урока в неделю) за один месяц.

На деле же этого не произойдет, так как раздел «Давление» десятый по счету, и к началу его изучения в запасе будет уже 20 задач (по две из каждого раздела), а спустя еще 4 урока — 30 задач. Выполняя ежедневно по 10 задач, ученик физически не в состоянии решать ежедневно по 2 задачи из раздела «Давление». В этом вся суть, и здесь, как нигде более, на помощь к ребятам должен прийти учитель.

По его совету ребята должны перейти на циклическое решение задач:
к каждому уроку решать задачи только из 5 последовательно идущих друг за другом разделов. К следующему— из пяти новых разделов.

Уже к середине II четверти в активе у ребят появится 15 изученных разделов, которые легко распадаются на 3 цикла по 5 разделов, а это значит, что к каждому циклу учащиеся будут возвращаться один раз в 10 дней.

В дальнейшем промежутки между циклами увеличатся до 14—18 дней, но беды в том уже не будет: глубина и прочность знаний по материалу первых циклов достигают такого уровня, что некоторое смещение акцента на задачи из новых разделов не ослабляет практических навыков учащихся по ранее изученному материалу. Многократное повторение идет не по кругу, а по спирали.


«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов

От общих установок к частным методическим приемам (Вариант А)

А теперь возвратимся к листу, который вообще-то никакого официального названия не имеет, но который можно было бы назвать листом учета решенных задач. На уроке физики решена задача. Процесс решения ее продолжается не более 5 минут. При решении учащиеся ничего не пишут. Зато в конце урока им будет выделено 2 минуты для письменного оформления этой задачи…

В одиночку экспериментатору от сложностей не уйти

У искушенных учителей физики в этом месте может возникнуть сомнение: успех в решении задач может прийти к ученику только в том случае, если он отлично владеет системой единиц и умеет безошибочно выполнять все действия с обыкновенными и десятичными дробями, а это бывает далеко не всегда. Да, не всегда, но это только в условиях традиционной методики….

От общих установок к частным методическим приемам (Вариант Б, В)

Вариант Б Идет промежуточный урок, а тетради с записанными упражнениями сыпется, как из рога изобилия. Неизбежна пробка. Но пробки не будет: первый решивший продолжает проверять вновь и вновь поступающие тетради. После каждой проверенной к нему примыкает новый помощник, и к концу урока не остается в классе ни одного ученика, который бы не закончил запись решения…

Проверку упражнений ведут консультанты

В самом начале учебного года к каждому ученику экспериментального VI класса прикрепляется консультант из числа учащихся старших классов. Консультантами могут быть ученики любых классов — от VII до X. Исходя из статистических данных многих лет, каждый ученик решает к одному уроку физики от 6 до 15 задач. При 2 уроках в неделю общее количество задач,…

Пропуски уроков не причина для пробелов в знаниях

Если ученик отсутствовал на уроке, то, возвратившись в школу, он сразу видит, какие задачи были решены на уроках в его отсутствие. Если он может справиться с ними сам, то это лучший вариант, и о нем, видимо, рассказывать не стоит. Иное дело, когда задачи оказываются для него непосильными. В этом случае учитель обращается к любому ученику…

Анализ методической литературы и различного рода учебных пособий

Анализ методической литературы и различного рода учебных пособий не является целью этой работы, но при подборе задач для учащихся необходимо иметь в виду разнообразие и содержательность включаемого в них материала, как это сделали в своей работе белорусские авторы. Заглядывая же в завтрашний день нашей школы, следовало бы уже сегодня задуматься над созданием таких сборников задач,…

Быстротечные минуты урока…

Материал на уроке подается достаточно большими блоками, иногда по 3—4 параграфа. Учитель четко, в быстром темпе ведет объяснение. Потом для закрепления он повторяет рассказ по опорным конспектам, которые выдаются каждому ученику. Дома ученики работают с учебником и конспектом. На следующем уроке они воспроизводят конспекты по памяти и сдают их учителю. Одновременно идет магнитофонный и тихий…

Пропуски уроков не причина для пробелов в знаниях (Еще и еще раз: ученик должен учиться победно)

Завтра исчезнут последние сомнения: на зов доброго человеческого сердца не откликнуться невозможно. Так ласточки ставят на крыло своих птенцов. Кружат рядом с ними, подбадривают, а если птенец с ленцой, то не постесняются и вытолкнуть его из гнезда: лети! Еще и еще раз: ученик должен учиться победно. Совершенно безосновательны сомнения по поводу того, что ребята, не…

Приглашение к эксперименту

Предположим, что учащиеся двух классов — обычного и экспериментального закончили изучение раздела «Архимедова сила. Плавание тел». Если теперь, спустя 3—4 урока, провести в этих классах одну и ту же контрольную работу по этому разделу, то учащиеся обычного класса напишут ее значительно лучше, чем учащиеся, обучающиеся по новой методике. И это понятно: для учителя, работающего в…

Перемена, перемена…

Отсутствие оценки в ведомости открытого учета знаний — не двойка, а перспектива, возможность получить хорошую оценку и сигнал тревоги для учителя и товарищей: нужна помощь! Семья и школа Оценив возможности новой методики, родители становятся ее активными сторонниками. Опорные конспекты и ведомости открытого учета знаний помогают родителям контролировать учение детей. Урок ведет В. Ф. Шаталов В….

Все права защищены ©2006-2023. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!