Невероятно, но факт!
Главная / Детям / За пределами школы / Рождение и смерть тайфуна (I)

Рождение и смерть тайфуна (I)

Первопричина появления вихрей — нагрев воздуха на дневной стороне Земли. Рост температуры вызывает подъем давления, а возникающий в результате перепад давлений начинает перемещать воздушные массы вокруг Земли. Тут вступают кориолисова, а затем и центробежная силы. Взаимодействие этих трех сил закручивает поток. Так очень схематично можно описать возникновение циклонов. В действительности дело обстоит гораздо сложнее, и даже специалистам-метеорологам здесь еще не все ясно.

Характерным для всех циклонов является пониженное давление в центре — до семисот десяти миллиметров   ртутного  столба  у  внетропических и до шестисот семидесяти — у тропических.

Пока циклон движется над водными просторами, он подпитывается энергией испарения засасываемой с воздухом влаги. Но когда на пути движения вихря оказывается суша, давление в его центре начинает расти, он, как говорят метеорологи, «заполняется» и в конце концов вообще перестает существовать. Антициклоны, которые отличаются от циклонов повышенными температурой и давлением в центре, а также противоположным направлением вращения, развиваются аналогично. Наиболее ярко все явления, связанные с рождением, жизнью и смертью вихрей, выражены в тайфунах. Давайте проследим за ними.

Тайфуны возникают над морями и океанами в узкой полосе, прилегающей к экватору. Причины их возникновения до сих пор во многом окутаны тайной. Пожалуй, единственное, что точно известно, так это то, что температура воды в месте рождения должна быть не ниже 26—27° С. Здесь развиваются сильные восходящие потоки воздуха.

Механизм зарождения тайфуна ученые в настоящее время представляют приблизительно следующим образом. «Затравкой» или спусковым крючком служит какая-нибудь неустойчивость, вызванная, например, вторжением зоны холодного воздуха. Восходящие потоки при этом еще более усиливаются. Образуются кучево-дождевые облака, начинается бурная конденсация. Поглощая, впитывая калории скрытой теплоты конденсации, набирает силу чудовище. Оно имеет «глаз» — так называют центр тайфуна. Это название не случайно: в то время как на периферии тайфуна господствуют облака, в центре его царит ясная погода. Диаметр глаза достигает двадцати пяти километров, в очень мощных тайфунах — семидесяти, а у одного составлял даже триста! Ветра здесь практически нет, но на поверхности океана зачастую вздымаются беспорядочно сталкивающиеся волны огромной высоты — отголоски штормов, бушующих вокруг центра тайфуна.

Если при полете сквозь тайфун летчик будет удерживать заданную постоянную высоту по барометру, то к центру вихря самолет может снизиться на целый километр! Это произойдет вследствие сильного понижения давления к центру тайфуна. Благодаря этому здесь наблюдается еще одно явление. Если циклон находится над водоемом, то на поверхности его в центре циклона вырастает водяной холм. В его вершину может врезаться самолет, если летчик не будет «смотреть в оба», а полностью доверится барометрическому высотомеру… далее

С. Палкин

Возвращение дирижаблей

В этот пасмурный майский день 1937 года на дирижабельной базе Лейкхорст близ Нью-Йорка встречали самый большой пассажирский дирижабль «Гинденбург», прибывавший из Берлина. Встречавшие — а их немало собралось здесь — весело переговаривались, предвкушая близкую встречу с родными и друзьями. Путешествие на дирижабле-гиганте стоило недешево и было доступно лишь богатым людям. На «Гинденбурге» уже готовились к…

Самолет — хорошо, а дирижабль — лучше!

И вот в последние десятилетия снова возник интерес к дирижаблям. И это несмотря на расцвет авиации, на появление огромных реактивных транспортных самолетов, пассажирских лайнеров и вертолетов, грузоподъемностью в несколько десятков тонн! Причина ясная. Хороши самолеты и вертолеты, но и недостатки у них серьезные. Их могучие двигатели расходуют много топлива и сильно загрязняют атмосферу выхлопными газами. За…

Какими же они будут?

Предложен и такой дирижабль. У него нет никаких дополнительных крыльев. Он сам, его корпус, сделан в виде крыла-бесхвостки. Считается, что у дирижабля такого типа большое будущее. В нем свойства самолета и дирижабля чрезвычайно удачно сочетаются. Он может лететь и низко, над самой поверхностью равнины или моря, лететь с большой скоростью. Тогда под корпусом образуется уплотненный…

«Сколько их, куда их гонит!..» (II)

Второй причиной гибели людей и разрушений являются дожди, хотя это слово здесь тоже кажется неподходящим. Скорее это сплошной водопад, водяная стена. Судите сами: тайфун за сутки может вылить годовую норму ленинградских осадков. Ну, а результаты этого — оползни, обвалы, разрушения дорог, дамб, наводнения, занесенные илом, заваленные деревьями, обломками, трупами, поля, колодцы… И наконец — волны….

Готовясь к схватке с чудовищем…

Нет для моряков врага страшнее, чем тропические циклоны. Но мы теперь знаем, что и для многих людей, никогда не покидающих сушу, эти вихри являются врагом номер один — врагом безжалостным, перед которым они часто остаются совершенно беззащитными. Смогут ли люди когда-нибудь научиться бороться с тайфунами? Смогут. Но к большому сражению, к войне с могущественным противником…

Не конкурент, а союзник

Нет, дирижабли не заменят самолетов и вертолетов. Каждому свое место, своя роль, своя работа. Использовать дирижабли имеет смысл там, где нет аэродромов, взлетно-посадочных полос, необходимых тяжелым самолетам, а вертолетам не долететь туда — слишком далеко. Особенно нужны и выгодны дирижабли на Крайнем Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке — одним словом, в тех краях, где…

Что такое вертостат?

Изобретатели время не теряли и не теряют. Они придумывали и придумывают все новые и новые разновидности дирижаблей — порой совершенно диковинные! У старых дирижаблей для подъема сбрасывали балласт — воду или песок. Для спуска надо было выпустить немного газа. Это ограничивало дальность и время полета дирижабля. Предлагают построить безбалластный дирижабль, у которого подъемный газ для…

«Сколько их, куда их гонит!..» (I)

Нормальная жизнь океанов, в том числе и воздушного, просто немыслима без циклонов и антициклонов, которые являются важнейшими «шестернями» глобальных — климатического и погодного — механизмов. Если бы вдруг по какой-то невероятной причине вихри перестали бы возникать, то скорее всего прекратилась бы жизнь на Земле. Что же такое циклон? Если очень коротко, то это круговая, точнее,…

300 лет Ньютоновским «началам»

Три закона Ньютона и закон всемирного тяготения знает каждый школьник. Немного найдется физических закономерностей, которые в течение веков с таким же неизменным постоянством излагали в учебниках. Ньютон в те времена был профессором знаменитого Тринити-колледжа, входящего в состав Кембриджского университета. Три студента посещали его лекции по арифметике, географии, оптике и другим наукам. Лекции читались только в…

Требуются дирижаблестроители

До Великой Отечественной войны в нашей стране была необыкновен¬ная организация под названием «Дирижаблестрой». Ясно, для чего она предназначалась. А при «Дирижаблестрое» имелся учебный комбинат, так сказать, кузница будущих дирижаблестроителей и аэронавтов (как назывались экипажи дирижаблей). Было построено более десятка дирижаблей разных типов. Небольших по объему для тренировки и научных целей. Самый большой и лучший советский…

Все права защищены ©2006-2022. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!