Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Детям / За пределами школы / Рождение и смерть тайфуна (II)

Рождение и смерть тайфуна (II)

Водяной холм тайфун тащит за собой и обрушивает в виде огромной волны на встретившуюся на пути сушу. «Глаз» как гигантский насос всасывает воздух с поверхности океана, а сверху вниз по центру этой гигантской «дыры» в облаках течет воздух из верхних слоев тропосферы. Затем воздух раскручивается и по спирали уходит вверх около стенок «глаза», отдавая по пути калории своих водяных паров ненасытному «одноглазому циклопу».

Вам показалось странным слово «стенок»? Не удивляйтесь. Невидимой, но тем не менее непроницаемой для воздуха стеной границы глаза отделяют центр тайфуна от облачной периферии. В чем причина этой непроницаемости — ученые пока не могут точно объяснить, но она существует.

Представим себе, что мы летим из центра циклона наружу. Сразу за границей «глаза» совершенно внезапно, без всякого перехода, самолет попадает в ураганный ветер. Продвигаясь дальше к выходу из этого ада, мы будем попеременно попадать то в зону ясной безветренной погоды, то в зону ветров и сплошной облачности, так как внешние области циклона (и это очень хорошо видно на снимках со спутников) представляют собой систему закрученных в спираль облачных полос. В целом же чём дальше от центра, тем слабее ветер.

Ну, а теперь попробуем совершить свободный вертикальный подъем в тайфуне, например, на воздушном шаре. Поскольку такой пилотируемый полет может быть только воображаемым, то мы смело стартуем в самой страшной, самой опасной зоне, недалеко от границы «глаза», в царстве сплошных грозовых облаков.

Итак, старт. Наш аэростат подхватывается ветром и мчится вокруг «глаза» со скоростью до четырехсот километров в час! (Вот вам и «свободный вертикальный подъем»!) Мы несемся сквозь ливень в сплошной темноте, прорезаемой только вспышками молний. Нас беспорядочно и со страшной силой швыряет во все стороны. Услышать что-нибудь сквозь дикий рев ветра невозможно… Но чем выше, тем ветер слабее.

На высоте шестнадцать — двадцать километров мы уже можем немного прийти в себя и оглядеться. Тайфун теперь внизу под нами, а мы летим в другом вихре, который образовался над «нашим» тропическим циклоном. Это антициклон, обеспечивающий отток на периферию теплого воздуха, непрерывно поднимающегося из «глаза». Вместе с этими воздушными массами наш многострадальный аэростат постепенно удаляется от центра тайфуна.

Тайфун же то движется со скоро¬стью пятнадцать—двадцать километров в час, то останавливается, иногда описывает петли и вторично обрушивается на какой-нибудь несчастный остров. Жизнь тайфуна длится, как правило, неделю (однако бывали среди них долгожители, буйствовавшие по три-четыре недели!). Умирают циклоны обычно над сушей, где они лишаются пищи — теплого влажного воздуха.

Смерть такого исполина — картина впечатляющая. Сначала «глаз» его заволакивается облачной пеленой, теряет четкую круглую форму, иногда даже раздваивается. А если уж очень повезет, то мы сможем наблюдать захватывающее зрелище — игры тайфунов. Дело в том, что когда два вихря оказываются на достаточно близком расстоянии, они по непонятным пока причинам начинают «чувствовать» присутствие друг друга и сближаться. Затем, будто взявшись за руки, тайфуны кружатся вместе. Расстояние между ними в это время может составлять до тысячи километров Если меньший из партнеров, увлекшись танцем, зазевается и чересчур приблизится к большему, то дело может кончиться поглощением слабого более сильным. «Каннибал» после этого становится мощнейшим тайфуном.

Меньше всего мы знаем о самых малых, но мощных вихрях — смерчах и торнадо. Очень немногое пока известно об их природе. Как и почему они возникают? Какова скорость и каково давление в центре этих ветров? Даже на такие вопросы ученые еще не могут дать точных ответов. Известно только, что разрежение и скорость ветра в их центре гораздо больше, чем даже в тропических циклонах! А вот продолжительность жизни этих вихрей очень мала — всего около часа.

С. Палкин

Возвращение дирижаблей

В этот пасмурный майский день 1937 года на дирижабельной базе Лейкхорст близ Нью-Йорка встречали самый большой пассажирский дирижабль «Гинденбург», прибывавший из Берлина. Встречавшие — а их немало собралось здесь — весело переговаривались, предвкушая близкую встречу с родными и друзьями. Путешествие на дирижабле-гиганте стоило недешево и было доступно лишь богатым людям. На «Гинденбурге» уже готовились к…

Самолет — хорошо, а дирижабль — лучше!

И вот в последние десятилетия снова возник интерес к дирижаблям. И это несмотря на расцвет авиации, на появление огромных реактивных транспортных самолетов, пассажирских лайнеров и вертолетов, грузоподъемностью в несколько десятков тонн! Причина ясная. Хороши самолеты и вертолеты, но и недостатки у них серьезные. Их могучие двигатели расходуют много топлива и сильно загрязняют атмосферу выхлопными газами. За…

Какими же они будут?

Предложен и такой дирижабль. У него нет никаких дополнительных крыльев. Он сам, его корпус, сделан в виде крыла-бесхвостки. Считается, что у дирижабля такого типа большое будущее. В нем свойства самолета и дирижабля чрезвычайно удачно сочетаются. Он может лететь и низко, над самой поверхностью равнины или моря, лететь с большой скоростью. Тогда под корпусом образуется уплотненный…

«Сколько их, куда их гонит!..» (II)

Второй причиной гибели людей и разрушений являются дожди, хотя это слово здесь тоже кажется неподходящим. Скорее это сплошной водопад, водяная стена. Судите сами: тайфун за сутки может вылить годовую норму ленинградских осадков. Ну, а результаты этого — оползни, обвалы, разрушения дорог, дамб, наводнения, занесенные илом, заваленные деревьями, обломками, трупами, поля, колодцы… И наконец — волны….

Возвращение дирижаблей

В этот пасмурный майский день 1937 года на дирижабельной базе Лейкхорст близ Нью-Йорка встречали самый большой пассажирский дирижабль «Гинденбург», прибывавший из Берлина. Встречавшие — а их немало собралось здесь — весело переговаривались, предвкушая близкую встречу с родными и друзьями. Путешествие на дирижабле-гиганте стоило недешево и было доступно лишь богатым людям. На «Гинденбурге» уже готовились к…

Самолет — хорошо, а дирижабль — лучше!

И вот в последние десятилетия снова возник интерес к дирижаблям. И это несмотря на расцвет авиации, на появление огромных реактивных транспортных самолетов, пассажирских лайнеров и вертолетов, грузоподъемностью в несколько десятков тонн! Причина ясная. Хороши самолеты и вертолеты, но и недостатки у них серьезные. Их могучие двигатели расходуют много топлива и сильно загрязняют атмосферу выхлопными газами. За…

Какими же они будут?

Предложен и такой дирижабль. У него нет никаких дополнительных крыльев. Он сам, его корпус, сделан в виде крыла-бесхвостки. Считается, что у дирижабля такого типа большое будущее. В нем свойства самолета и дирижабля чрезвычайно удачно сочетаются. Он может лететь и низко, над самой поверхностью равнины или моря, лететь с большой скоростью. Тогда под корпусом образуется уплотненный…

«Сколько их, куда их гонит!..» (II)

Второй причиной гибели людей и разрушений являются дожди, хотя это слово здесь тоже кажется неподходящим. Скорее это сплошной водопад, водяная стена. Судите сами: тайфун за сутки может вылить годовую норму ленинградских осадков. Ну, а результаты этого — оползни, обвалы, разрушения дорог, дамб, наводнения, занесенные илом, заваленные деревьями, обломками, трупами, поля, колодцы… И наконец — волны….

300 лет Ньютоновским «началам»

Три закона Ньютона и закон всемирного тяготения знает каждый школьник. Немного найдется физических закономерностей, которые в течение веков с таким же неизменным постоянством излагали в учебниках. Ньютон в те времена был профессором знаменитого Тринити-колледжа, входящего в состав Кембриджского университета. Три студента посещали его лекции по арифметике, географии, оптике и другим наукам. Лекции читались только в…

Требуются дирижаблестроители

До Великой Отечественной войны в нашей стране была необыкновен¬ная организация под названием «Дирижаблестрой». Ясно, для чего она предназначалась. А при «Дирижаблестрое» имелся учебный комбинат, так сказать, кузница будущих дирижаблестроителей и аэронавтов (как назывались экипажи дирижаблей). Было построено более десятка дирижаблей разных типов. Небольших по объему для тренировки и научных целей. Самый большой и лучший советский…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru