Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Детям / За пределами школы / «Сколько их, куда их гонит!..» (I)

«Сколько их, куда их гонит!..» (I)

Нормальная жизнь океанов, в том числе и воздушного, просто немыслима без циклонов и антициклонов, которые являются важнейшими «шестернями» глобальных — климатического и погодного — механизмов. Если бы вдруг по какой-то невероятной причине вихри перестали бы возникать, то скорее всего прекратилась бы жизнь на Земле.

Что же такое циклон? Если очень коротко, то это круговая, точнее, спиралевидная система ветров, своеобразное вращающееся ветровое плато высотой до двадцати—тридцати километров и диаметром в сотни и тысячи километров. Специалисты делят циклоны на внетропические и тропические. В Северном полушарии циклоны, вращаясь вокруг своего центра против часовой стрелки, перемещаются в восточном направлении. На северо-запад нашей страны в холодное время года приходят с севера Атлантики внетропические циклоны. Если центр такого вихря в данный момент находится над Ленинградом, то, при безветрии в городе и его окрестностях, над Ладогой будет дуть восточный ветер, над Балтийским морем — северный, в Псковской области — западный, а в Вологодской — южный ветер. И все они будут составными частями одного циклона.

Конечно, не только Атлантика является родиной циклонов. Круглый год вихри этого типа возникают в разных местах Земли, но всегда над океанами и морями. А вот антициклоны зарождаются над континентами. По форме и размерам они не отличаются от внетропических циклонов, но по направлению вращения, распределению температуры, давления, влажности они — их антиподы. Антициклоны несут сухую, ясную погоду. Циклоны могут сопровождаться сильными осадками, бурями со скоростью ветра до шестидесяти километров в час, вызывать наводнения — как, например, в Ленинграде. Но в целом внетропические циклоны, а тем более антициклоны можно назвать «добродушными толстяками» (диаметр «талии» 1500—3000 километров). Такими они кажутся в сравнении с циклонами тропическими, имеющими разные названия в разных странах, — тайфуны, ураганы, вилли-вилли, но одну и ту же природу. Эти свирепые, самые мощные на Земле вихри диаметром до пятисот километров образуются над океанами всегда вблизи экватора. Особенно часто они рождаются в Карибском море и морях Индонезии, в Бенгальском заливе. Больше всего страдают от них Антильские острова, юго-восточное побережье США, Япония, побережья Пакистана, Индии, Бангладеш, Китая. Иногда они достигают нашего Дальнего Востока, острова Сахалин.

«На острове Сент-Люсия море поднялось так высоко, что захлестнуло форт и, перенеся на гребне одной из своих гигантских волн корабль, бросило его на морской госпиталь, разрушив здание тяжестью судна и явив миру не виданное еще в истории зрелище моряков, раздавленных на суше, в их постелях, их собственным кораблем, упавшим с неба».

Впечатляющая картина, не правда ли? Но и она меркнет перед такими фактами и цифрами…

1970 год, ночь с 12 на 13 ноября. Волна высотой восемь метров ударила по густонаселенным островам и побережью Бангладеш. На одном из островов она смыла сразу тысячу человек. Некоторые острова вообще скрылись на время под водой. Уцелевшие жители оказались под угрозой голодной смерти.

Из-за высокой влажности, жары, засоленности колодцев вспыхнули эпидемии. Погибло более двухсот тысяч человек… Каким же образом тайфун может приносить бедствие национального масштаба? Ведь этот тропический циклон в конце концов все-таки всего лишь вращающаяся воздушная масса.

«Арсенал» тайфуна состоит из нескольких видов смертоносного оружия. Диаметр вихря хоть и невелик по сравнению с внетропическим циклоном, но и не так мал — двести— пятьсот километров. А вот скорость ветра в нем может превышать четыреста километров в час, то есть сто метров в секунду! Это уже не ветер в обычном смысле слова. Испытавшие на себе неистовство тайфуна говорят, что воздух кажется «твердым как железо», становится «видимым». Подхваченные этим ветром доски протыкают насквозь стволы толстых деревьев!.. далее

С. Палкин

300 лет Ньютоновским «началам»

Три закона Ньютона и закон всемирного тяготения знает каждый школьник. Немного найдется физических закономерностей, которые в течение веков с таким же неизменным постоянством излагали в учебниках. Ньютон в те времена был профессором знаменитого Тринити-колледжа, входящего в состав Кембриджского университета. Три студента посещали его лекции по арифметике, географии, оптике и другим наукам. Лекции читались только в…

Требуются дирижаблестроители

До Великой Отечественной войны в нашей стране была необыкновен¬ная организация под названием «Дирижаблестрой». Ясно, для чего она предназначалась. А при «Дирижаблестрое» имелся учебный комбинат, так сказать, кузница будущих дирижаблестроителей и аэронавтов (как назывались экипажи дирижаблей). Было построено более десятка дирижаблей разных типов. Небольших по объему для тренировки и научных целей. Самый большой и лучший советский…

Как усмирить чудовище?

Город выглядел так, словно в нем произошел взрыв. Крыши, окна и двери были унесены вдаль… Порт был полон затонувших судов; пристани исчезли… Некоторые дома были сорваны со своего места и отброшены на значительное расстояние… Никакие бомбардировки не смогли бы придать городу столь жалкий вид…» С этими таинственными, несущими разрушение и смерть, силами природы люди сталкивались…

Рождение и смерть тайфуна (I)

Первопричина появления вихрей — нагрев воздуха на дневной стороне Земли. Рост температуры вызывает подъем давления, а возникающий в результате перепад давлений начинает перемещать воздушные массы вокруг Земли. Тут вступают кориолисова, а затем и центробежная силы. Взаимодействие этих трех сил закручивает поток. Так очень схематично можно описать возникновение циклонов. В действительности дело обстоит гораздо сложнее, и…

Возвращение дирижаблей

В этот пасмурный майский день 1937 года на дирижабельной базе Лейкхорст близ Нью-Йорка встречали самый большой пассажирский дирижабль «Гинденбург», прибывавший из Берлина. Встречавшие — а их немало собралось здесь — весело переговаривались, предвкушая близкую встречу с родными и друзьями. Путешествие на дирижабле-гиганте стоило недешево и было доступно лишь богатым людям. На «Гинденбурге» уже готовились к…

Самолет — хорошо, а дирижабль — лучше!

И вот в последние десятилетия снова возник интерес к дирижаблям. И это несмотря на расцвет авиации, на появление огромных реактивных транспортных самолетов, пассажирских лайнеров и вертолетов, грузоподъемностью в несколько десятков тонн! Причина ясная. Хороши самолеты и вертолеты, но и недостатки у них серьезные. Их могучие двигатели расходуют много топлива и сильно загрязняют атмосферу выхлопными газами. За…

Какими же они будут?

Предложен и такой дирижабль. У него нет никаких дополнительных крыльев. Он сам, его корпус, сделан в виде крыла-бесхвостки. Считается, что у дирижабля такого типа большое будущее. В нем свойства самолета и дирижабля чрезвычайно удачно сочетаются. Он может лететь и низко, над самой поверхностью равнины или моря, лететь с большой скоростью. Тогда под корпусом образуется уплотненный…

«Сколько их, куда их гонит!..» (II)

Второй причиной гибели людей и разрушений являются дожди, хотя это слово здесь тоже кажется неподходящим. Скорее это сплошной водопад, водяная стена. Судите сами: тайфун за сутки может вылить годовую норму ленинградских осадков. Ну, а результаты этого — оползни, обвалы, разрушения дорог, дамб, наводнения, занесенные илом, заваленные деревьями, обломками, трупами, поля, колодцы… И наконец — волны….

Не конкурент, а союзник

Нет, дирижабли не заменят самолетов и вертолетов. Каждому свое место, своя роль, своя работа. Использовать дирижабли имеет смысл там, где нет аэродромов, взлетно-посадочных полос, необходимых тяжелым самолетам, а вертолетам не долететь туда — слишком далеко. Особенно нужны и выгодны дирижабли на Крайнем Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке — одним словом, в тех краях, где…

Что такое вертостат?

Изобретатели время не теряли и не теряют. Они придумывали и придумывают все новые и новые разновидности дирижаблей — порой совершенно диковинные! У старых дирижаблей для подъема сбрасывали балласт — воду или песок. Для спуска надо было выпустить немного газа. Это ограничивало дальность и время полета дирижабля. Предлагают построить безбалластный дирижабль, у которого подъемный газ для…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru