Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Космос / Существующая структура наземных комплексов и средств управления КА

Существующая структура наземных комплексов и средств управления КА

Пристартовый измерительный пункт космодрома БайконурДля управления космическими аппаратами различного назначения в Российской Федерации в основном используется наземный автоматизированный комплекс управления Минобороны. Кроме того, для управления некоторыми КА научного и социально-экономического назначения, обеспечения полетов КА пилотируемых программ и управления коммерческими КА используются комплексы и средства Росавиакосмоса, а также комплексы и средства ряда других государственных ведомств и коммерческих организаций.

НАКУ МО осуществляет управление всеми КА военного, двойного назначения и большинством КА научного и социально-экономического назначения. Кроме того, технические средства НАКУ МО используются при управлении объектами пилотируемых программ и КА дальнего космоса, НКУ которых имеют не подчиненные Минобороны центры управления полетом. В целом НАКУ МО обеспечивает управление 85-87% КА российской орбитальной группировки (ОГ).

НАКУ МО является хорошо организованной структурой с централизованным управлением, осуществляемым из Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами. В составе НАКУ МО функционируют центры управления КА и обработки информации, расположенные в ГИЦИУ КС, на объектах “Шаболовка” и “Рокот” (г. Москва), а также 11 командно-измерительных и один измерительный пункт, размещенные вблизи городов Щелково, Красное село, Малоярославец, Улан-Удэ, Енисейск, Колпашево, Воркута, Якутск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Елизово, Барнаул. На рис. показан пристартовый измерительный пункт космодрома Байконур.

Среднесуточная производительность НАКУ МО составляет около 800 сеансов управления, суммарная пропускная способность – до 200 одновременно находящихся на орбитах КА. Наземные комплексы и средства управления КА, не входящие в структуру НАКУ МО, созданы и продолжают создаваться в рамках структур, находящихся в ведении Росавиакосмоса и других государственных и коммерческих организаций. В настоящее время в данной группе действуют следующие объекты.

ЦУП-М ЦНИИМаш (г. Королев Московской области), выполняющий функции ЦУПа объектов пилотируемых программ, включая КА российского сегмента Международной космической станции, а также ЦУПа автоматических КА “Океан-О” и “Метеор-3М”. Кроме того, ЦУП-М ЦНИИМаш обеспечивает обработку и анализ данных измерений российской сети оптиколазерных станций слежения за космическими объектами. Оперативный зал центра управления полетами ЦНИИМаш, обеспечивающего управление служебным модулем Международной космической станции, показан на рис.

В НПО им. С.А. Лавочкина (г. Химки Московской области) сформирован ЦУП КА дальнего космоса и высокоапогейных научных КА типа “Интербол” и “Спектр”. На объектах “Медвежьи озера” (Московская область) и “Калязин” (Тверская область) размещены радиотехнические комплексы, участвующие в обеспечении управления КА дальнего космоса, средневысотными и низкоорбитальными научными КА, в том числе зарубежными.

В НИИТП (г. Москва) функционирует центр управления КА низкоорбитальной космической системы связи “Гонец”. Рядом акционерных обществ созданы по заказам государственных или коммерческих структур малопунктные (однопунктные) НКУ КА связи и телевещания. АО “Персей” с участием Росавиакосмоса и Минсвязи (государственное предприятие “Космическая связь”) создало и эксплуатирует в течение ряда лет первую очередь НКУ КА связи и телевещания типа “Экспресс”, “Галс” в составе ЦУПа и КИПа на территории НПО ПМ в г. Железногорске Красноярского края и КИПа на территории Центра космической связи в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области.

ОАО “Газком” создало НКУ КА связи типа “Ямал” в составе ЦУПа и КИПа на территории РКК “Энергия” в г. Королеве Московской области. АО “НТВ” закупило у фирмы Hughes (США) и ввело в эксплуатацию в 1998 г. КА НТВ типа “Бонум-1” и оборудование для ЦУПа и КИПа, размещенных в п. Сколково Московской области.

Тенденция к созданию самостоятельных НКУ просматривается в отношении не только связных, но и некоторых других типов КА.

Организация самостоятельных НКУ КА НСЭН различными ведомствами и организациями вне рамок действующего НАКУ МО обусловлена:

  1. стремлением ведомств-заказчиков (включая Росавиакосмос) к независимости и обеспечению стабильности управления своими КА и КС, так как для Минобороны управление КА НСЭН не является приоритетной задачей и в определенных ситуациях Минобороны может пренебречь интересами гражданских ведомств во имя решения своих основных задач;
  2. высокой стоимостью услуг Минобороны по управлению КА НСЭН, в некоторых случаях значительно превосходящей стоимость аналогичных услуг гражданских организаций;
  3. существенным различием требований, предъявляемых к созданию и эксплуатации средств управления КА военного назначения и КА НСЭН: для НКУ военных КА основное требование – обеспечение функционирования в особых условиях, устойчивость и живучесть, закрытость; для НКУ гражданских КА – соответствие международным стандартам и рекомендациям, совместимость с зарубежными комплексами, конкурентоспособность на международном рынке космических услуг, открытость.

В целом в настоящее время комплексы и средства управления КА гражданских государственных ведомств и коммерческих Центр управления полетом Международной космической станции. Главный зал и сектор командно-программной информацииорганизаций как единый комплекс не оформлены, создаются и развиваются независимо друг от друга при отсутствии общего плана и координации. Важными задачами, стоящими перед головными государственными ведомствами космической отрасли (Росавиакосмосом и Минобороны), являются проведение единой технической политики и координация работ в области создания и эксплуатации средств управления КА, объединение и упорядочение создания новых НКУ КА как государственной, так и коммерческой принадлежности, оптимизация развития технических средств НКУ с целью соблюдения государственных интересов в космосе.

Для решения возникших проблем, обеспечения надежного вы-полнения задач управления КА военного, двойного (военного и гражданского), научного, социально-экономического назначения и международного сотрудничества и дальнейшей экономии государственных бюджетных средств руководством Минобороны и Росавиакосмоса в 1999 г. принято решение о создании единого Государственного НАКУ КА и измерений. Единый Государственный НАКУ должен обеспечить надежное и эффективное управление 130-140 находящимися одновременно на орбитах КА различного назначения, в том числе 25-30 КА военного, 70-80 КА двойного (военного и гражданского) и до 30 КА научного, социально-экономического назначения и международного сотрудничества. При этом средства ГосНАКУ должны обеспечивать управление и информационный обмен с 6-12 модулями МКС и КА пилотируемой программы, 40-60 низкоорбитальными КА и6 5-70 К А на высокоэллиптических, высоких круговых и геостационарных орбитах.

В принятой концепции создания единого ГосНАКУ предлагается закрепить в нормативноправовой базе требование о преимущественном управлении средствами ГосНАКУ коммерческими КА. В случае отсутствия таких возможностей должны быть созданы экономические условия, обеспечивающие заинтересованность коммерческих организаций в использовании и развитии Государственного НАКУ. Росавиакосмосом с участием Минобороны России должен быть обеспечен контроль за созданием коммерческих НКУ, в том числе путем лицензирования космической деятельности коммерческих организаций и сертификации их средств управления КА.

В состав единого ГосНАКУ предлагается включить:

  • все структурные элементы НАКУ МО, измерительных комплексов космодромов и полигонов РВСН; ЦУП-М ЦНИИМаш, ЦУП НПО им С.А. Лавочкина, ЦУП КА космической системы “Банкир” со средствами управления, размещенными на объекте “Нудоль”, ЦУП НПО ПМ со средствами управления КА, размещенными на объектах “Гусь-Хрустальный” и “Красноярск-26”;
  • объекты ОКБ МЭИ “Медвежьи озера” и “Калязин” с размещенными на них радиотехническими комплексами;
  • государственную сеть оптико-электронных и лазерных станций.

Антенна КИС "Каштан" на объекте "Нудоль"Взаимодействие комплексов и средств единого ГосНАКУ обеспечивается системой связи и передачи данных, которая также обеспечивает их взаимодействие и информационный обмен с внешними организациями и комплексами. Для решения вопросов перспективного планирования развития и применения ГосНАКУ и его составных частей создан межведомственный координационный совет из представителей Минобороны России, Росавиакосмоса и других заинтересованных государственных и негосударственных структур. Совет должен готовить предложения в Федеральную космическую программу России и Государственную программу вооружений в части средств и комплексов управления КА и измерений.

Распределение обязанностей и ответственности между Росавиакосмосом и Минобороны по управлению КА различного назначения в рамках ГосНАКУ регламентируется законом Российской Федерации “О космической деятельности”.

Заказчиками средств и систем ГосНАКУ являются:

  • для средств военного назначения – Минобороны России;
  • для средств двойного назначения – Минобороны России и Росавиакосмос на долевой основе;
  • для средств НСЭН и международного сотрудничества – Росавиакосмос.

Объемы долевого финансирования поддержания готовности, эксплуатации, модернизации и развития ГосНАКУ распределяются между Росавиакосмосом и Минобороны пропорционально загрузке технических средств ГосНАКУ в интересах указанных ведомств. В долевом финансировании могут также участвовать другие заинтересованные государственные и коммерческие организации и муниципальные образования.

Космонавтика

Космонавтика как наука, а затем и как практическая отрасль, сформировалась в середине XX века. Но этому предшествовала увлекательная история рождения и развития идеи полета в космос, начало которой положила фантазия, и только затем появились первые теоретические работы и эксперименты. Так, первоначально в мечтах человека полет в космические просторы осуществлялся с помощью сказочных средств или сил…

Экономические причины реструктуризации

Процессы на фондовой бирже. Не только политика, но и реальный сектор экономики повинен в реструктуризации финансово-промышленных групп в военной индустрии. В США развиты финансовые рычаги влияния на военно-промышленную отрасль, и среди них процессы на фондовой бирже стоят на первом месте. Первичным толчком к консолидационным слияниям послужило падение Берлинской стены в 1989 г. Фондовые игроки под…

Энергетические и двигательные установки ракетно-космической техники

В создание движителей для вывода полезных нагрузок в космос огромный вклад внесли наши соотечественники. Будучи приговоренным к смертной казни, студент медико-хирургической академии Николай Иванович Кибальчич (1853-1881 гг.) передал в адвокатуру не просьбу о помиловании, а свой “Проект воздухоплавательного прибора”. В этом проекте он высказал идею ракетного летательного аппарата. Н.И. Кибальчич писал, что если его идея…

Международно-правовой режим военно-космической деятельности

Международно-правовой режим, регламентирующий решение в космосе военных вопросов, не успевает за экспансивным развитием ракетно-космической техники и технологий. Принимаемые политические меры также до конца не способны обеспечить эффективный контроль за эволюцией космических вооружений, надежно заключая их в “прокрустово ложе” международных договоров и соглашений. Бурное развитие космических систем, усиление их роли в поддержании боеспособности современных вооруженных сил…

Тяжелые носители Европейского космического агентства

При создании европейских носителей использовался принцип постепенного совершенствования существующих систем, считающийся традиционным в самолетостроении. Это показывают различные модификации РН, в том числе РН Ariane-4. В отличие от них тяжелая Ariane-5 – новый шаг вперед во всех отношениях, поэтому эта РН, как предполагают западноевропейские специалисты, должна стать первой моделью новой серии. С помощью РН Ariane-5 предусматривается…

Развитие и совершенствование методологии задания требований, оценки, контроля и обеспечения качества и надежности космических систем и их составных частей

Существенное возрастание сложности РКТ, разработка КА длительного функционирования и высокие требования к безотказности внесли принципиальные изменения в методологию обеспечения и контроля их надежности. Основное внимание при обеспечении и контроле надежности РКТ было направлено на анализ причин потенциальных и имевших место при испытаниях отказов, разработку эффективных мероприятий по их предупреждению. Основные принципы современной методологии обеспечения и…

Основные направления развития космодромов России

Существующая система средств выведения имеет в своем составе КРК легкого, среднего и тяжелого классов, базирующиеся на отечественном космодроме Плесецк и космодроме Байконур, расположенном на территории Республики Казахстан. Переход под юрисдикцию бывших республик СССР объектов космической инфраструктуры поставил перед Россией ряд проблем: обеспечение независимости в осуществлении космической деятельности, и в первую очередь в военной области; рациональное…

Комплексы управления КА США

В США средства управления КА военного и двойного назначения эксплуатируют МО, НАСА и Управление по исследованию атмосферы и океанов НОАА (NOAA) Министерства торговли. В США формальное разделение космической программы на гражданскую и военную произошло в начале 1960-х гг. К 1964 г. сформировался НКУ военной навигационной системы Transit. С запуском первых разведывательных КА типа Samos и…

Обеспечение астероидной безопасности

Столкновение Земли даже с небольшими по земным представлениям небесными телами (диаметром от сотен метров до одного километра) может привести к серьезным экологическим последствиям, а при их больших размерах поставить человечество на грань исчезновения. Археологические исследования позволяют выдвинуть гипотезу о существовании подобных фактов в истории Земли. В этой связи обеспечение астероидной безопасности будет одной из важнейших…

Состояние и перспективы развития комплексов и средств единого Государственного НАКУ КА

В составе единого Государственного НАКУ будут эксплуатироваться как современные средства, так и большое количество морально и физически устаревшей техники. На рис. представлены обобщенные показатели по выработке ресурса средств НАКУ МО, который является ядром единого Государственного НАКУ. Из рис. следует, что более 70 % средств НАКУ МО находятся за пределами гарантийного ресурса (имеют 2 или 3-ю…

Все права защищены ©2006-2017. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru
Рейтинг@Mail.ru