Невероятно, но факт!
Главная / Направления поиска / А как же с перегрузкой?

А как же с перегрузкой?

На протяжении последних десятилетий со страниц научных журналов и центральных газет не сходят статьи о недопустимо напряженном рабочем дне школьников средних и старших классов, который продолжается по 12 и более часов в сутки.

«К сожалению, мало уделяют внимания проблеме домашних заданий и сами руководители школ. В процессе повседневного внутришкольного контроля они обычно проходят мимо этого «узкого» места в учебно-воспитательном процессе. Практически педагогам предоставлена полная свобода: сколько хочешь, столько и задавай. А так как каждый учитель — «патриот» своего предмета, считает его самым важным, то и старается дать ребятам работы на дом побольше.

Особенно в конце учебного года, когда кроме закрепления учебного материала начинается «глобальное» повторение пройденного. И мало кто знает, сколько трудных задач, примеров, параграфов, упражнений школьники ежедневно уносят в своих дневниках домой, чтобы во второй половине дня превратиться в учеников-издомников… Проблема перегрузки школьников учебным материалом трудна и многолика. Но основной корень зла кроется в несовершенстве школьных программ и методов обучения».

Требуется доказать. Итак, мы заострили внимание на двух направлениях предстоящего исследования.

К ним мы будем возвращаться снова и снова, рассматривая их в плане анализа и в плане педагогических рекомендаций. Но нельзя не отметить, что рядом с ними появилось еще одно направление поиска, значительно более сложное.

Сущность его — в обязательности доказательства каждого дидактического положения и каждого методического требования. Это тем более важно потому, что за 10—15 лет внутреннее напряжение, вызванное все нарастающей перегрузкой учащихся и сложными конфликтными связями, лежащими в системе внутри-школьного контроля, достигло такой величины, когда устранить его в рамках ныне действующих учебных программ оказалось невозможным.

Не потому ли с такой радостью встретили учителя постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (декабрь 1977 г.), в котором «признано необходимым разгрузить учебные программы и учебники от чрезмерного усложненного и второстепенного материала» и одновременно с этим «привести в соответствие с содержанием образования, требованиями жизни» методы обучения и воспитания.

Первые практические шаги в решении этих вопросов уже сделаны: на страницах методических журналов «География в школе», «Физика в школе» и других даны предварительные рекомендации учителям по сокращению второстепенных разделов при изучении программного материала в 1979 80 учебном году. И нет сомнений в том, что в ближайшее время будут найдены решения многих и многих проблем, рассмотренных в постановлении.

«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов

Опорные сигналы в первом приближении

Хотя он выполнен в форме одноцветной схемы, но в тех деталях, о которых пойдет речь, разобраться совсем нетрудно. Число 40 в левом нижнем углу листа — порядковый номер урока. Рядом с ним — домашнее задание: § 44 и 45. Это значит, что ребятам не нужно записывать домашнее задание в дневники, не нужно тратить на это…

Демосфены…

Тут уж никак не предложишь: — А приезжайте-ка вы к нам год назад. Подведем итоги, переберем по памяти ключевые положения первого раздела и выпишем их в форме последовательного перечня. Конспективно. Я. А. Коменский: урок. 100 лет: 80 минут — 30 минут — 45 минут. История — математика… Инструктивное время — 15 минут. Проблема 1: доказательность…

Ответ по готовому листу

Ответ по готовому листу совершенно правомерен: письменное воспроизведение опорных сигналов — обязательный элемент каждого урока после изложения нового материала, и к выполнению этой работы всегда готовы все учащиеся. Закончив рассказ по опорным сигналам первого блока, ученик вернется на место и выполнит в тетради рисунки только трех последних блоков. Это позволит ему спокойно работать в общем…

Не 4, а 12!

А сейчас снова вернемся к первым 12 минутам того же урока. Если вы помните, учитель вызвал к столу не одного, а двух учеников. Один из них включил магнитофон. А второй? Второй подошел к учителю и по такому же листку с опорными сигналами начал рассказ первого абзаца, но так, чтобы слышать его мог только учитель. Это…

Более 45 минут!

В результате только на уроках математики каждый ученик получает еженедельно 3 оценки за письменные работы, 1—2 за устные ответы и непрерывно принимает участие в анализе различного рода упражнений. Вся эта работа проводится не в плане усиления контроля, а в плане повышения трудовой сознательности ребят. Разве учитель или инженер приходят на работу каждый день по той…

Де-мо-сфе-ны!

…Урок географии в VI классе (восьмилетней школы № 28 г. Донецка). Учитель — отличник народного образования УССР М. С. Винокур. На уроке присутствует группа преподавателей ленинградских техникумов. — Странно,— говорят они после урока,— ваши шестиклассники отвечают значительно грамотнее, четче и обстоятельнее, чем студенты первых курсов… Урок математики в IV классе средней школы № 105 г….

Эксперимент

«Для эксперимента были взяты обычные два класса — IV А и IV Б. За один год был изучен материал IV и V классов. Ребята научились логически мыслить и излагать учебный материал, работать вдумчиво и сосредоточенно. Уроки математики стали для ребят самыми интересными. После этого учебного года работать в школе по-старому нельзя. Только при новой методике…

Восхождение по спирали, или зона переноса

Такое развитие речи напоминает восхождение: успехи по спирали, в работе над предметами математического цикла побуждают к более глубокому осмысливанию исторических событий, различных взаимосвязей в природе и логическому анализу структуры литературных произведений. Процесс восхождения идет непрерывно на протяжении всех лет обучения в школе и, как показали многолетние наблюдения, не прекращается в стенах высших учебных заведений. В…

Без страха и упрека

В последние годы дефектологи и гигиенисты все чаще и чаще обращаются к психологическим исследованиям причин развития различного рода заболеваний, негативно отражающихся на интеллектуальной деятельности некоторой категории подростков. Исследования эти необычайно интересны потому, что всем своим содержанием они отражают процессы, протекающие в экстремальных условиях состояния развивающегося организма. Но ведь в той или иной мере научные рекомендации…

Изобретательные «пи-мезоны»

Миллионам детей, возвращающимся сегодня из школ, родители ежедневно задают одни и те же вопросы. Первый: «Вызывали?» Если «да», то за ним немедленно следует второй: «Что получил?» Все последующие реакции перечислить едва ли возможно. Но среди них есть одна, на наш взгляд, весьма существенная. В ней множество оттенков: от легкого внутреннего волнения до открытого раздражения и…

Все права защищены ©2006-2021. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!