Попытки словчить, списать, уклониться от ответов
Попытки словчить, списать, уклониться от ответов не прекращались в течение всей I четверти. Ведомости открытого учета знаний двух классов зияли глазницами пустых клеточек как неразгаданные кроссворды. И только в третьем — самом плохом из всех — сплошные пятерки.
Этот класс работал в условиях новой методики уже третий год. Каким же дивом были строчки пятерок рядом с фамилиями учащихся, которые еще совсем недавно служили для всей школы синонимами безделья и тупости! А время-то шло. И с каждым днем становилось все более и более понятным, что уже не за горами тот урок, на котором большинству учащихся будут объявлены отличные итоговые оценки и они будут освобождены от уроков астрономии. Но если бы дело было только в оценках! Что есть оценка, десятиклассник хорошо знает.
Его на мякине не проведешь. Его уважения заслуживают только реальные ценности. И вот на переменах, по дороге в школу, неожиданными телефонными звонками лучшие ученики первых двух классов начали экзаменовать бывших худших из третьего класса. Для этого вовсе не нужно было создавать ни официальных комиссий, ни компетентных жюри. Невинные уловки: дескать, на прошлом уроке в школе не был, а по опорным сигналам не разобрался.
Рассказывает! Или: «У меня вот в этой задаче что-то с размерностью не получается».
Решает! И еще: «Вот в этой формуле при выводе допущена ошибка».
Опровергает! Наконец: «По-моему, в доказательстве этой связки недостает одного перехода».
Доказывает! С такой формой мини-экзаменов не сравнится по обстоятельности выводов ни одна инспекторская проверка. А выводы — вот они — уничтожающие. Значит, никакие они вовсе не тупицы! А если они разбираются, то что я — хуже их? В этом — психологическая сила самокритичного отношения к себе. От нее не отмахнуться, не уйти.
Она преследует каждого и на каждом уроке провалами в ведомости открытого учета знаний.
Дело даже не только и не столько в том, что думают о тебе 120 твоих товарищей-абитуриентов, глядя на твои рваные строчки в ведомости, а в том, что приходится думать о самом себе. Тем более что заполнить пустую клеточку или исправить случайную оценку — дело считанных минут.
Особенно когда закончился опрос по листу взаимоконтроля. Ведь все вопросы, изученные за первые три месяца, так обстоятельно и так полно охватываются вопросами листа взаимоконтроля, что подготовка к ответу по любому листу с опорными сигналами превращается почти в формальность.
Это отлично понимает каждый ученик. Если же теперь дополнить эти внутренние терзания небольшими напоминаниями и спокойными советами учителя, разумной требовательностью классного руководителя и доброжелательностью всегда готовых прийти на помощь товарищей, то для колебаний и бессмысленного сопротивления вовсе не останется места. Исследуя эту психологическую линию, мы умышленно отвлекали внимание читателя от резервного, ранее уже упоминавшегося педагогического приема.
«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов
Произошла ошибка — велика ли сложность написать еще раз страничку с опорными сигналами или ответить на 5—10 вопросов по листу взаимоконтроля? Не станем акцентировать наше внимание на отличных оценках. Они, как почетные звания, как производственные награды — перед всем коллективом на протяжении целого учебного года. О какой мимолетности или скоротечности теперь можно вести речь? Они…
Недостаток времени при изучении астрономии отражается и на глубине опроса учащихся, и на накопляемости оценок, и на практических навыках. И это не может быть иначе: в I четверти — 9 уроков астрономии, во II — 7 уроков и т. д. О какой глубине контролирующего опроса можно вести речь, если при наличии в классе 40 учеников…