Недостаток времени при изучении астрономии
Недостаток времени при изучении астрономии отражается и на глубине опроса учащихся, и на накопляемости оценок, и на практических навыках. И это не может быть иначе: в I четверти — 9 уроков астрономии, во II — 7 уроков и т. д. О какой глубине контролирующего опроса можно вести речь, если при наличии в классе 40 учеников с огромными трудностями можно каждого опросить не более одного раза за всю четверть?
Получит нерадивый десятиклассник хорошую оценку на уроке астрономии и рад до небес: больше не вызовут.
А учитель и того более рад: больше вызывать не нужно. Но вот перед нами ведомость открытого учета знаний по астрономии в экспериментальном классе. В ней три группы оценок. В первой группе — 21 оценка за письменные ответы по листам с опорными сигналами. Еще для двух оценок выделено место за ответы по листам взаимоконтроля. Последняя группа оценок — за устные ответы у доски, во время тихих и магнитофонных опросов. Их обычно бывает до десяти. Итого каждый ученик при изучении курса астрономии получает более 30 оценок.
Начиная с середины февраля учащиеся не получают никаких домашних заданий, работа ведется только на уроках. В это время проводятся практические работы со звездными картами, астрономическими таблицами, учебными телескопами, решается большое количество задач. Учащиеся, у которых в ведомости открытого учета знаний более половины отличных оценок (при отсутствии троек), знают, что в аттестате об окончании средней школы им будет выставлена пятерка, если до 30 апреля у них не будет ни одного пропуска занятий во время решения задач.
Остальные ученики получают возможность за счет высвободившегося рабочего времени при подготовке к урокам исправить необходимое количество оценок в ведомости, чтобы вместе со всеми получить итоговую отличную оценку. 30 апреля на стенде перед кабинетом астрономии (физики) вывешиваются списки.
Присмотримся: в них записаны только фамилии учащихся, получивших отличные оценки. Всех остальных в этих списках нет, но около каждого порядкового номера как приглашение, как призыв — пустая строчка: исправляй необходимое количество оценок, и твоя фамилия заполнит пустую строку. После этого можешь считать, что свой ученический долг ты выполнил полностью и теперь можешь не приходить более на уроки астрономии. Да-да! Не приходить.
Каждый ученик, фамилия которого находится в списках, автоматически освобождается от уроков астрономии всю IV четверть! Учебный процесс ни в школе, ни в классе от этого не страдает: во втором полугодии уроки астрономии, по договоренности с учащимися, выносят в расписании первыми или последними. Заметим, между прочим, что сами ребята предпочитают последние уроки. На вопрос почему? отвечают просто: утром вся семья на ногах и с 8 до 9 часов заниматься уроками практически невозможно. Лишний же час в середине рабочего дня высвобождает вечерние часы для спорта, прогулок и чтения. Вспоминается 1972 год, когда первые группы учащихся начали изучать астрономию с применением опорных сигналов.
«Куда и как исчезли тройки», В.Ф.Шаталов
Произошла ошибка — велика ли сложность написать еще раз страничку с опорными сигналами или ответить на 5—10 вопросов по листу взаимоконтроля? Не станем акцентировать наше внимание на отличных оценках. Они, как почетные звания, как производственные награды — перед всем коллективом на протяжении целого учебного года. О какой мимолетности или скоротечности теперь можно вести речь? Они…
Попытки словчить, списать, уклониться от ответов не прекращались в течение всей I четверти. Ведомости открытого учета знаний двух классов зияли глазницами пустых клеточек как неразгаданные кроссворды. И только в третьем — самом плохом из всех — сплошные пятерки. Этот класс работал в условиях новой методики уже третий год. Каким же дивом были строчки пятерок рядом…