Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Детям / За пределами школы / Готовясь к схватке с чудовищем…

Готовясь к схватке с чудовищем…

Нет для моряков врага страшнее, чем тропические циклоны. Но мы теперь знаем, что и для многих людей, никогда не покидающих сушу, эти вихри являются врагом номер один — врагом безжалостным, перед которым они часто остаются совершенно беззащитными.

Смогут ли люди когда-нибудь научиться бороться с тайфунами? Смогут. Но к большому сражению, к войне с могущественным противником нужно тщательно готовиться. Надо понять причины его мощи, досконально изучить природу, слабые стороны, научиться вовремя обнаруживать его появление.

Изучение циклонов началось примерно сто пятьдесят лет назад, когда британское адмиралтейство поручило мореплавателям фиксировать все, что происходит во время штормов. Это воистину была «разведка под ураганным огнем противника», так как сведения о нем могли получать только подвергнувшиеся его нападению. Те из них, кому посчастливилось вырваться из тайфунов, доставляли сведения о величине атмосферного давления (барометр уже был изобретен), скорости его падения, силе и направлении ветров.

Следующим этапом в изучении тайфунов стало создание наблюдательных станций на суше и, в первую очередь, на небольших островах в открытом океане. Но наземные станции и корабли, каким бы количеством аппаратуры они ни были оснащены, имеют один крупный недостаток: с их помощью можно изучать только то, что творится на поверхности океана или суши и в самом нижнем слое атмосферы. Верхние зоны грандиозного вихря оставались недоступными. Да и разведку эту можно назвать чисто пассивной.

Так продолжалось до 40-х годов нашего столетия, когда люди впервые рискнули совершать полеты внутрь тропических циклонов. Вот рассказ участника дерзкой вылазки в «стан врага»: «Мы летим в серой водяной ночи… Можно даже усомниться, летим мы или плывем. Шум… острый, слишком высокий для слуха… врывается быстрая серия глухих ударов, таких частых, что бессмысленно пытаться их сосчитать: в них заключено все, что может дать соединение стремительности и неистовой силы. Это пароксизм насилия, превосходящий все возможности представления. Быть может, самолет не переламывается только потому, что у него не хватает времени согнуться в одну сторону, до того, как его перегибает в другую… И вдруг… внезапная тишина. Это — «глаз». Здесь… жертвам… чудится, будто они стали добычей живого зверя с горячим и влажным дыханием, — зверя, чей… голос дрожит от алчного удовлетворения садистического хищника».

Такие рискованные полеты совершаются для того, чтобы получить более надежные данные о местонахождении и силе вихрей. Измерения проводятся на борту самолета, а также с помощью сбрасываемых с него радиозондов.

Но и авиаразведка дает только отрывочные сведения. Постоянное слежение за рождением и движением циклонов стало возможным лишь с появлением искусственных спутников Земли. Кроме того, только с них можно увидеть и сфотографировать циклоны целиком. Возможно, не за горами время, когда со спутников в циклоны будут сбрасывать спускаемые аппараты с метеоаппаратурой!

Читатель вправе сказать: «Ну хорошо, разведка налажена, и методы ее постоянно совершенствуются. Но когда же, наконец, начнется наступление на врага?»

Нелегкий вопрос. Как усмирить такое чудовище? Пока”, по-видимому, можно надеяться только на то, что детально изучив физику атмосферного вихря и научившись точно и своевременно засекать место его возникновения, мы найдем способы «гасить» вихрь, пока он еще не набрал силу.

С. Палкин

Как усмирить чудовище?

Город выглядел так, словно в нем произошел взрыв. Крыши, окна и двери были унесены вдаль… Порт был полон затонувших судов; пристани исчезли… Некоторые дома были сорваны со своего места и отброшены на значительное расстояние… Никакие бомбардировки не смогли бы придать городу столь жалкий вид…» С этими таинственными, несущими разрушение и смерть, силами природы люди сталкивались…

Возвращение дирижаблей

В этот пасмурный майский день 1937 года на дирижабельной базе Лейкхорст близ Нью-Йорка встречали самый большой пассажирский дирижабль «Гинденбург», прибывавший из Берлина. Встречавшие — а их немало собралось здесь — весело переговаривались, предвкушая близкую встречу с родными и друзьями. Путешествие на дирижабле-гиганте стоило недешево и было доступно лишь богатым людям. На «Гинденбурге» уже готовились к…

Какими же они будут?

Предложен и такой дирижабль. У него нет никаких дополнительных крыльев. Он сам, его корпус, сделан в виде крыла-бесхвостки. Считается, что у дирижабля такого типа большое будущее. В нем свойства самолета и дирижабля чрезвычайно удачно сочетаются. Он может лететь и низко, над самой поверхностью равнины или моря, лететь с большой скоростью. Тогда под корпусом образуется уплотненный…

Готовясь к схватке с чудовищем…

Нет для моряков врага страшнее, чем тропические циклоны. Но мы теперь знаем, что и для многих людей, никогда не покидающих сушу, эти вихри являются врагом номер один — врагом безжалостным, перед которым они часто остаются совершенно беззащитными. Смогут ли люди когда-нибудь научиться бороться с тайфунами? Смогут. Но к большому сражению, к войне с могущественным противником…

Какими же они будут?

Предложен и такой дирижабль. У него нет никаких дополнительных крыльев. Он сам, его корпус, сделан в виде крыла-бесхвостки. Считается, что у дирижабля такого типа большое будущее. В нем свойства самолета и дирижабля чрезвычайно удачно сочетаются. Он может лететь и низко, над самой поверхностью равнины или моря, лететь с большой скоростью. Тогда под корпусом образуется уплотненный…

Что такое вертостат?

Изобретатели время не теряли и не теряют. Они придумывали и придумывают все новые и новые разновидности дирижаблей — порой совершенно диковинные! У старых дирижаблей для подъема сбрасывали балласт — воду или песок. Для спуска надо было выпустить немного газа. Это ограничивало дальность и время полета дирижабля. Предлагают построить безбалластный дирижабль, у которого подъемный газ для…

Рождение и смерть тайфуна (II)

Водяной холм тайфун тащит за собой и обрушивает в виде огромной волны на встретившуюся на пути сушу. «Глаз» как гигантский насос всасывает воздух с поверхности океана, а сверху вниз по центру этой гигантской «дыры» в облаках течет воздух из верхних слоев тропосферы. Затем воздух раскручивается и по спирали уходит вверх около стенок «глаза», отдавая по…

Требуются дирижаблестроители

До Великой Отечественной войны в нашей стране была необыкновен¬ная организация под названием «Дирижаблестрой». Ясно, для чего она предназначалась. А при «Дирижаблестрое» имелся учебный комбинат, так сказать, кузница будущих дирижаблестроителей и аэронавтов (как назывались экипажи дирижаблей). Было построено более десятка дирижаблей разных типов. Небольших по объему для тренировки и научных целей. Самый большой и лучший советский…

Рождение и смерть тайфуна (I)

Первопричина появления вихрей — нагрев воздуха на дневной стороне Земли. Рост температуры вызывает подъем давления, а возникающий в результате перепад давлений начинает перемещать воздушные массы вокруг Земли. Тут вступают кориолисова, а затем и центробежная силы. Взаимодействие этих трех сил закручивает поток. Так очень схематично можно описать возникновение циклонов. В действительности дело обстоит гораздо сложнее, и…

Самолет — хорошо, а дирижабль — лучше!

И вот в последние десятилетия снова возник интерес к дирижаблям. И это несмотря на расцвет авиации, на появление огромных реактивных транспортных самолетов, пассажирских лайнеров и вертолетов, грузоподъемностью в несколько десятков тонн! Причина ясная. Хороши самолеты и вертолеты, но и недостатки у них серьезные. Их могучие двигатели расходуют много топлива и сильно загрязняют атмосферу выхлопными газами. За…

Все права защищены ©2006-2017. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru