Невероятно, но факт!

Представьте себе экзамен

Профессор. Скажите, что происходит с телом, погруженным в воду?

Студент. Оно становится влажным.

Профессор. Это верно, но малоинтересно. А что еще?

Студент. Тело либо тонет, либо плавает на поверхности.

Профессор. Вы наблюдательны. Почему же некоторые тела идут ко дну?

Студент. Потому, что они тяжелее воды.

Профессор. Брусок железа всегда тонет?

Студент. Конечно!

Профессор. А если из него сделать кастрюлю, она утонет?

Студент. Наверно. Нет, пожалуй, будет плавать.

Профессор. В чем же дело? Разве удельный вес металла зависит от его формы?

Студент. Нет.

Профессор. Так что изменилось?

Студент. Форма.

Профессор. У какого из двух предметов больший объем?

Студент. У кастрюли.

Профессор. А если сделать из того же бруска большой гвоздь, он потонет?

Студент. Наверняка.

Профессор. Значит, важна не просто форма, а что?

Студент. Понял. Важен объем.

Профессор. Почему?

Студент. Чем больше объем тела, тем сильней вода препятствует его погружению, тем больший стола воды как бы подпирает его снизу.

Профессор. А чему равна эта подпирающая, или выталкивающая, сила?

Студент. Точно не помню. Вероятно, она должна быть пропорциональна вытесняемой телом жидкости.

Профессор. Не только пропорциональна, а даже равна весу этой жидкости. Контрольный вопрос: почему в море легче плавать, чем в пресной воде?

Студент. Потому что удельный вес морской воды больше.

Профессор. Правильно.

Этот диалог приведен для того, чтобы показать, как зарождалась эвристика. Слово это появилось еще в Древней Греции и относилось к системе словесного обучения, которую широко применял философ Сократ. Суть ее, как следует из приведенной беседы, заключена в наводящих вопросах и примерах учителя, с помощью которых ученик самостоятельно приходит к решению поставленного вопроса.

«Беседы об изобретательстве», Н.Петрович

Метод морфологического ящика

Занимаясь разработкой астрономических приборов, Ф. Цвики создал метод, который он применил и здесь. Суть метода в исследовании всех мыслимых вариантов, вытекающих из строения совершенствуемого объекта — его морфологии. Поэтому он получил несколько странное название — «метод морфологического ящика». Применение метода осуществляется в три этапа Первый: расчленение объекта на важнейшие функциональные узлы. Второй: независимое рассмотрение всех…

Совершенствование всего живого

Сначала напомним, что совершенствование всего живого на нашей планете шло до последнего времени под действием двух могучих факторов: мутаций и естественного отбора. Природа случайным и непонятным до сих пор способом вносила изменения в наследственный код и создавала новые формы живого. Естественный отбор, или борьба за существование, завершал этот процесс творения нового, давая преимущества более совершенному….

Раздвигающаяся стенка

Решено сконструировать раздвигающуюся стенку. Для обозрения всех возможных ее вариантов строится морфологический ящик, в котором за оси принимаются основные параметры стенки, и на них откладываются все возможные варианты этих параметров. Ось первая Материал стенки: дерево, пластик, пленка, бумага, металл, струи воды, картон, плексиглас, стекловолокно, камыш, солома, бамбук, ковер. Ось вторая Движущая сила: человек, электромотор, пружина,…

ЭВМ находит то, что было неизвестно человеку

ЭВМ находит то, что было неизвестно человеку, то есть делает изобретение. Нельзя ли этот метод применить к более сложным устройствам, содержащим, скажем, десятки и более элементов? Принципиально можно, но с увеличением числа элементов объем вычислений и необходимый объем памяти катастрофически растет, и далее самые быстродействующие машины не могут использовать эту методику. Следовательно, нужен новый подход,…

Обилие вариантов

Обилие вариантов — главный недостаток морфологического метода. Ведь при решении изобретательских задач в ящике могут оказаться сотни тысяч и миллионы вариантов. Попробуйте разберитесь в них, найдите наилучший! Далее, к сожалению, способ не дает возможности определить, все ли возможные параметры отложены на этих осях. Несмотря на недостатки, метод более эффективен, чем простой перебор вариантов. Здесь поиск…

Решение найдено

Но вот машина закончила расчет. Решение найдено. И да и нет. Машина предложила целый ряд решений, удовлетворяющих требованиям. Тогда конструктор ужесточает требования. Например: снижает вес, повышает надежность или вводит новое требование, скажем, ограничивает габариты. Это сразу уменьшает число допустимых технических решений. Может быть и обратная картина. Множество оказалось пустым (нет ни одного решения). Тогда конструктор…

Группа обучаемая методике мозгового штурма

Группа, обучаемая методике мозгового штурма, имеет возможность накопить большой опыт, овладеть творческими приемами, что повышает эффективность ее. Процесс обучения, как сказано в рекламном проспекте фирмы, состоит в неограниченной тренировке воображения и развитии способности объединять несовместимые элементы. Приступив к работе, обученная синектическая группа тщательно изучает «проблему, как она дана». На основе ее анализа и уточнения формулируется…

Синектический сеанс

Синектический сеанс напоминает сеанс мозгового штурма, но он проводится более подготовленными и более тренированными специалистами. Тут также возникает цепная реакция идей, которая может принести неожиданное решение задачи. Ход заседания обязательно записывается на магнитофон для последующего анализа. — Несколько практических методик изобретательства разработано в Советском Союзе. Наиболее широкое распространение получила методика АРИЗ — Алгоритм решения изобретательских…

Алгоритм изобретения

Если же говорить о решении сложных творческих задач, то число возможных вариантов сплошь и рядом настолько велико, что изобретателю и жизни может не хватить на то, чтобы рассмотреть их все. Даже самые быстродействующие ЭВМ не могут перебрать и сравнить все варианты решения многих задач. Разработка и совершенствование АРИЗ проводились более трех-десятилетий, при этом шел поиск…

АРИЗ указывает последовательность шагов

АРИЗ указывает последовательность шагов для определения идеальной машины или идеального конечного результата. При этом психологически очень важно заранее не загадывать, возможно ли достичь идеально го результата и каким путем. Далее, рекомендует АРИЗ, принципиально важно выявить технические противоречия в решаемой задаче всякое изобретение можно рассматривать как разрешение некоторого технического противоречия. Эта особенность изобретений была вскрыта еще…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru