Невероятно, но факт!

Мозговой штурм

В 1953 году американский ученый А. Осборн предложил методику изобретательства, назвав ее «мозговым штурмом». Это коллективный метод творчества.

Есть две категории людей: одни хорошо «генерируют идеи», но плохо их анализируют, другие плохо «генерируют», но имеют склонность к критическому анализу.Поэтому А. Осборн предложил для решения творческой задачи формировать две группы. В первую группу включают людей первой категории разных специальностей, в том числе и далеких от специфики решаемой задачи.

Эта небольшая группа, пять-десять человек, начинает сеанс штурма.

Он состоит в формулировке задачи и в свободном высказывании любых идей для ее решения: реальных и фантастических, серьезных и шутливых, конкретных и туманных, стоящих и нелепых. Регламент не более минуты. Никаких доказательств идей не требуется. Всякая критика идей, даже скептические улыбки, на сеансе штурма запрещаются.

Многое в штурме зависит от умения «полководца» — его авторитет не должен доминировать, он должен обеспечить свободные и доброжелательные взаимоотношения между «солдатами», участниками штурма.

Очень важно, чтобы возникла лавина мыслей: идеи, высказанные одним, подхватывались другими, дополнялись третьими. Все высказанные мысли стенографируются или записываются на магнитофон. Материалы поступают затем во вторую группу, где специалисты производят тщательный их анализ. Значительная часть идей просто отбрасывается, а лучшие передаются на разработку и внедрение. Чтобы читатель ощутил динамику штурма, приведем отрывок из протокола группы «генераторов» идей, взятый из американской практики.

Решается задача: как при автоматической сортировке помидоров отделить незрелые зеленые помидоры от созревших?

Том. Мы сортируем их по цвету. Вероятно, нужно применить индикатор цвета.

Эд. Использовать излучательную или отражательную способность. Зеленый помидор должен лучше отражать.

Дейв. Твердость. Мы надавливаем на них слегка или притрагиваемся к ним.

Дик. Электропроводность.

Том. Сопротивление электрическому току.

Дейв. Магнетизм!

Дик. Размер. Разве зеленые помидоры не меньше по размеру?

Эд. Вес. Созревшие помидоры будут тяжелее.

Том. Размер и вес не должны быть связаны друг с другом.

Дейв. Размер и вес дают плотность. Э д. Удельный вес.

Том. В зрелых помидорах очень много воды, потому они имеют удельный объем воды.

Дейв. Они плавают или тонут?

Дик. Может быть, сортировать их по плотности, в зависимости от того, плавают они в воде или тонут?

Эд. Не обязательно в воде, может быть, и в другой жидкости.

«Беседы об изобретательстве», Н.Петрович

Эвристическая методика

Обучая своих учеников по эвристической методике, Сократ, по существу, уже опровергал свой знаменитый афоризм «Я знаю, что ничего не знаю». Современная эвристика ищет ответ на один-единственный вопрос. Но это вопрос из вопросов: как муза находит новые решения? Вопрос касается не только изобретений, а любого творчества: открытий и изобретений! стихов и прозы, живописи и графики, симфоний…

Быстродействие ЭВМ

Даже если быстродействие ЭВМ резко возрастает, скажем, до миллиарда действий в секунду, но она будет продолжать «думать» методом перебора вариантов, все равно дела ее безнадежны, звание гроссмейстера она никогда не получит! Судите сами, общее число возможных вариантов шахматных партий составляет 2 * 10116. Это настолько гигантское число, что даже общее количество звезд (видимых и невидимых)…

Метод морфологического ящика

Занимаясь разработкой астрономических приборов, Ф. Цвики создал метод, который он применил и здесь. Суть метода в исследовании всех мыслимых вариантов, вытекающих из строения совершенствуемого объекта — его морфологии. Поэтому он получил несколько странное название — «метод морфологического ящика». Применение метода осуществляется в три этапа Первый: расчленение объекта на важнейшие функциональные узлы. Второй: независимое рассмотрение всех…

Вернемся к изобретательским и новаторским задачам

Чем может сегодня помочь ЭВМ в их решении? Тут наметились два основных направления. Так, при поиске технического решения используется один из рассмотренных выше (или им подобных) методов, разработанных для безмашинного творческого труда, но вся рутинная, нетворческая работа передается машине. Это обработка и анализ существующей информации, расчет и сопоставление вариантов и т. д. Даже такое использование…

Раздвигающаяся стенка

Решено сконструировать раздвигающуюся стенку. Для обозрения всех возможных ее вариантов строится морфологический ящик, в котором за оси принимаются основные параметры стенки, и на них откладываются все возможные варианты этих параметров. Ось первая Материал стенки: дерево, пластик, пленка, бумага, металл, струи воды, картон, плексиглас, стекловолокно, камыш, солома, бамбук, ковер. Ось вторая Движущая сила: человек, электромотор, пружина,…

Совершенствование всего живого

Сначала напомним, что совершенствование всего живого на нашей планете шло до последнего времени под действием двух могучих факторов: мутаций и естественного отбора. Природа случайным и непонятным до сих пор способом вносила изменения в наследственный код и создавала новые формы живого. Естественный отбор, или борьба за существование, завершал этот процесс творения нового, давая преимущества более совершенному….

Обилие вариантов

Обилие вариантов — главный недостаток морфологического метода. Ведь при решении изобретательских задач в ящике могут оказаться сотни тысяч и миллионы вариантов. Попробуйте разберитесь в них, найдите наилучший! Далее, к сожалению, способ не дает возможности определить, все ли возможные параметры отложены на этих осях. Несмотря на недостатки, метод более эффективен, чем простой перебор вариантов. Здесь поиск…

ЭВМ находит то, что было неизвестно человеку

ЭВМ находит то, что было неизвестно человеку, то есть делает изобретение. Нельзя ли этот метод применить к более сложным устройствам, содержащим, скажем, десятки и более элементов? Принципиально можно, но с увеличением числа элементов объем вычислений и необходимый объем памяти катастрофически растет, и далее самые быстродействующие машины не могут использовать эту методику. Следовательно, нужен новый подход,…

Группа обучаемая методике мозгового штурма

Группа, обучаемая методике мозгового штурма, имеет возможность накопить большой опыт, овладеть творческими приемами, что повышает эффективность ее. Процесс обучения, как сказано в рекламном проспекте фирмы, состоит в неограниченной тренировке воображения и развитии способности объединять несовместимые элементы. Приступив к работе, обученная синектическая группа тщательно изучает «проблему, как она дана». На основе ее анализа и уточнения формулируется…

Решение найдено

Но вот машина закончила расчет. Решение найдено. И да и нет. Машина предложила целый ряд решений, удовлетворяющих требованиям. Тогда конструктор ужесточает требования. Например: снижает вес, повышает надежность или вводит новое требование, скажем, ограничивает габариты. Это сразу уменьшает число допустимых технических решений. Может быть и обратная картина. Множество оказалось пустым (нет ни одного решения). Тогда конструктор…

Все права защищены ©2006-2020. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru