Часть 2
105. Ноосфйра (гр. noos – ум, разум + гр. sphaira – шар) – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумное начало становится предпосылкой глобальной деятельности человечества, всеобщий общественный интеллект, основу которого составляет наука и организация, обеспечивают гармонизацию связей и отношений в системе «Природа – Общество – Человек».
106. Убраз – субъективная форма отражения материального мира. По содержанию образ соответствует своему объекту, но лишь как приближенная копия его. В образе отражается как единичное, так и всеобщее, проявляющееся в особенном, что в целом характеризует духовный мир человека и общества.
107. Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью, называемые семейными; сельскохозяйственные и другие обряды – календарными.
108. Убщество – это не сумма индивидов, а совокупность связей и отношений, в которых они находятся по отношению друг к другу и природе в процессе совместного производства собственной материальной жизни. Этот процесс складывается из двух частей: преобразования объекта (природы) – (производство вещей) и преобразования субъекта (человека) – производства творческих человеческих сил. Поскольку эти два вида производства неразрывно связаны, постольку общество – одновременно и субъект экономики, и субъект воспроизводства самого себя, людей исторически определенного типа (культура).
109. Объйкт (от лат. objectum – предмет) – 1) существующий вне нас и независимо от нашего сознания внешний мир, являющийся предпосылкой жизнедеятельности субъекта (человека); 2) то, на что направлена деятельность человека; 3) в культуре объектом воздействия выступает сам человек.
110. Объективбция – воплощение, выражение чего-либо субъективного в объектах доступных восприятию и практическому использованию. То, что существовало в форме цели, стало продуктом целесообразной деятельности.
111. Опредмйчивание и распредмйчивание – категории культурологии, выражающие характерные особенности практической деятельности человека; опредмечивание – процесс перехода и воплощения человеческих знаний и способностей в предмет, благодаря чему он становится общественным по своей природе, предметом культуры; распредмечивание – переход от предмета в сферу и форму человеческой деятельности, формирование деятельных способностей, знаний, навыков субъекта под воздействием предметов и форм культуры.
112. Орнбмент (от лат. ornamentum – украшение) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов; предназначается для украшения различных предметов, архитектурных сооружений, произведений декоративно-прикладного искусства и т. п.
113. Отчуждйние – процесс превращения различных форм человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему; выражение бессилия человека перед такими силами как рынок, государство, частная собственность и др. В философской мысли XX в. отчуждение в основном связывается с процессами дегуманизации современного общества, ведущими к «обесчеловечению» личности.
114. Оцйнка – установка ценности какого-либо явления или объекта. Представляет собой заключительный этап процесса восприятия и осознавания результата деятельности, при котором явление оценивается в различных аспектах (теоретическом, практическом, экономическом, эстетическом, нравственном и др.). Культурологическая оценка выявляет жизне-смысловое значение явления для человека и человечества.
115. Палеолът (от гр. palaios – древний + гр. lithos – камень) – древнейший период каменного века, когда первобытный человек изготовлял свои орудия приемами скалывания и оббивки камня; начало палеолита совпадает с появлением на Земле древнейших обезьяноподобных людей (свыше 2 миллионов лет назад), конец относится к периоду времени приблизительно 10 тысяч лет назад.
116. Палумничество (от лат. palma – пальма) – странствие верующих к «святым местам» (у христиан в Иерусалим, Рим, у мусульман в Мекку и др.) в надежде на помощь. Название по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь.
117. Пантеун (гр. pantheion – место, посвященное всем богам) – 1) у древних греков и римлян – храм, посвященный всем богам; 2) совокупность всех богов того или иного культа; 3) усыпальница выдающихся людей.
118. Парфенун – храм Афины Парфенос на Акрополе в Афинах, памятник древнегреческой высокой классики. Разрушен в 1687 г.; частично восстановлен.
119. Патриархбт (гр. pater (patros) – отец + arche – власть) – сменившая матриархат эпоха в развитии первобытнообщинного строя патрилинейным родом, когда мужчина в семье играет главную роль в семейной, хозяйственной и общественной жизни.
120. Патрибршество – в России было учреждено при царе Федоре Ивановиче в 1589 г. Патриарх имел право созывать церковный собор, контролировать соблюдение канонов и церковных законов, посвящать в сан митрополита. Русские патриархи всегда играли существенную роль в государстве, хотя и занимали подчиненное по отношению к государственной власти положение. В 1700 г., в царствование Петра I, патриаршество было упразднено и высшим руководящим органом церкви стал Священный синод. Только 5 ноября 1917 г. на поместном Соборе русской православной церкви оно было восстановлено.
121. «Передвъжники» – художники-реалисты, входившие в российское демократическое художественное объединение – Творчество передвижных художественных выставок (образовалось в 1870 г.). Порвав с академизмом, передвижники руководствовались методом критического реализма, обратились к правдивому изображению жизни и истории народа, освободительного движения России, родной природы; обличали порядки самодержавной России, пережитки крепостничества, пороки капитализма. Картины передвижников отличались психологизмом, мастерством социального обобщения. Передвижники (И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. Е. Маковский, Г. Г. Мясоедов, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. И. Левитан и др.) находились под воздействием взглядов В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского.
122. Перфомбнс (англ. performance – представление) – одно из авангардных, чисто экспериментальных направлений в современной культуре. Используя свое тело и тела своих коллег, костюмы, вещи и окружение, художник ведет своеобразный диалог со зрителем. Это определенный символический ритуал, игра по четким правилам. Перфоманс иронизирует над духовной убогостью повседневной жизни, над лицемерными традициями, ханжескими нормами морали. Раз исполненный, перфоманс не повторяется, а зрители знакомятся с ним по фотографиям, кино и видеосъемке. Одним из ярких представителей перфоманса в России является А. Бартенев.
123. Плймя – тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытнообщинного строя. Характерны: кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность территорий, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, для позднего этапа – самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образование союзов племен, завоевания и переселения вели к смешению племен и возникновению более крупных общностей – народностей. Пережитки племенных организаций сохраняются у некоторых народов и в классовом обществе.
124. Полифонъя (гр. polyphфnia) – музыкальная, иначе контрапункт – вид многоголосия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии двух или нескольких самостоятельных мелодических линий (голосов).
125. Поп-брт (англ. pop art, от popular art – популярное, общедоступное искусство) – поп-искусство – направление в изобразительном авангардистском искусстве, возникшее во 2-й половине 50-х гг. XX в., использующее реальные предметы, изображения, рекламу, упаковку товаров и т. д., вырванные из их естественного бытования, для создания произвольных комбинаций.
126. Поп-мэзыка (англ. pop music, от popular music – популярная, общедоступная музыка) – обозначение разных стилей и жанров развлекательной эстрадной музыки XX в.
127. Постмодернъзм – характеристика современной культуры, связанная с фундаментальными сдвигами в формах мышления и в направлении исследовательских интересов. Постмодернизму присуща критика проекта Просвещения, рациональности, разума.
128. Правослбвие – одно из трех основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) христианских направлений. Раскол христианской церкви на западно-католическую и восточно-православную имел своей отдаленной исторической предпосылкой раскол Римской империи на Западную (Рим) и Восточную (Византия), происшедший еще в конце IV в. Окончательно этот раскол оформился в середине XI в. Богословские, идеологические основы православия складывались в VIII—XI вв. В отличие от католицизма православие обращено не к индивиду, а к «собору», т. е. к сверхличной всеобщности церкви. Истина в православном учении дается человеку как «благодать», она переживается не столько разумом, сколько «сердцем». Истоки христианско-православной философии в России восходят к XV в.
129. Прбво – свод общеобязательных правил поведения, установленных государством, нормирующих общественные отношения с позиции должного; совокупность этических общностных ценностей (справедливость, порядок, нравственность, правдивость, верность, надежность и т. д.), первоначально покоившихся на идее равенства: равным обязанностям должны соответствовать равные права.
130. Прагматъзм (гр. pragma – дело, действие) – разновидность буржуазной культуры, основанная на субъективно идеалистических взглядах, согласно которым все, что приносит на практике личную выгоду, то и есть истинно человеческое существование.
131. Прбздник – общественные события торжественного характера, выделенное из повседневности и проводимое в свободное от работы время. Возникли в глубокой древности и были частью культа главнейших богов. Большинство праздников было приурочено к определенным датам, а некоторые назначались по мере надобности. Праздники часто сопровождались жертвоприношениями, торжественными процессиями и театральными представлениями. Выделяют праздники религиозные и государственные.
132. Произвудство материбльное – процесс создания материальных благ. Представляет естественное условие человеческой жизни и материальную основу других видов деятельности. Две стороны производства: производительные силы и производственные отношения образуют способ производства, определяющий характер данного общества.
133. Прънцип (от лат. principium – основа, начало) – 1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т. д.; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие нормы поведения; 3) основа устройства, действия какого-либо механизма, прибора, установки.
134. Просвещйние – течение в области культурной и духовной жизни, ставящее себе целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума и могут выдержать критику со стороны каждого индивида в отдельности.
135. Протестантъзм (от лат. protestans (protestantis) – возражающий, несогласный) – одно из основных направлений в христианстве, возникшее в ходе Реформации XVI в. как протест против римско-католической церкви; объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканство, баптизм, адвентизм, методизм и др.); протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, скандинавских странах, Швейцарии, Канаде, в странах Прибалтики.
136. Псъхика (от гр. psychikos – душевный) – 1) функция мозга, сущность которой заключается в отражении действительности в виде ощущений, восприятии, представлений, мыслей, чувств, воли и прочего; определяет качественное своеобразие поведения животных и человека; высшая форма психики, возникшая в процессе общественного труда и связанная с развитием речи, – человеческое сознание; 2) духовная организация человека, совокупность его душевных качеств, душевный склад.
137. Психоанблиз (от гр. psyche – душа + гр. analysis – разложение, расщепление) – разработанный 3. Фрейдом в конце XIX – начале XX в. метод лечения психических заболеваний, а также комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества.
138. Пуритбнство (англ. puritan, от лат. purus – чистый) – образ жизни, для которого характерны крайняя строгость нравов, аскетическое ограничение потребностей, протест против какой бы то ни было роскоши и удобств, патриархальное отношение к вопросам семьи и брака.
139. Рационалъзм (фр. rationalisme, от лат. rationalis – разумный) – 1) философское направление, признающее (в противопоставление эмпиризму) разум решающим источником истинного знания; 2) рассудочное отношение к жизни; 3) архитектурное направление XX в., представители которого используют современные строительные материалы и индустриальные методы строительства для создания наиболее рациональных (т. е. целесообразных, экономичных и выразительных в своей подчеркнутой простоте) конструктивных, планировочных и архитектурно-художественных решений; для архитектуры рационализма характерны четкие, лаконичные геометрические формы.
140. Реалъзм (от позднелат. realis – вещественный) – 1) направление в литературе и искусстве, ставящее себе задачей дать наиболее полное, адекватное отражение действительности; 2) наивный реализм – естественное, стихийное, основанное на повседневном опыте и практике убеждение каждого человека в том, что вещи, мир существуют независимо от нас, от наших ощущений, от нашего сознания, в том виде, как мы их воспринимаем; 3) схоластический реализм – направление в средневековой схоластике (противоположно ламинализму), признававшее объективную реальность общих понятий – универсалий, существующих независимо от отдельных вещей; 4) критический реализм – философское течение в европейской мысли конца XIX – середины XX в., представители которого, критикуя философские учения, сводящие предмет познания к опыту, в частности концепции субъективного идеализма, настаивали на принципиальном различии предмета познания и его познавательного образа, который является результатом не отражения, а символизации реальности в сознании человека; критический реализм внутренне неоднороден, в нем сочетаются элементы естественнонаучного материализма и идеализма; критический реализм внес вклад в конкретный анализ механизмов познания, в теорию истинного знания; 5) социалистический реализм – творческий метод литературы и искусства – эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, изображение жизни в свете социалистических идеалов; 6) научный реализм – общее название ряда учений, развивавшихся в европейской философии и отличавшихся антиинструментализмом и антиконвенционализмом в трактовке научного знания и его соотношения с объективной реальностью; согласно научному реализму, научные исследования являются единственным средством достижения истинного знания; 7) ясное понимание и учет условий действительности при осуществлении чего-либо.
141. Культурная революция – коренной переворот в общественных отношениях, обеспечивающих скачок в деле воспроизводства сущностных сил человека, в развитии науки, образования, искусства и т. д. (неолитическая революция, изобретение письменности, книгопечатания, урбанизация, электронизация, кибернетизация и т. д.) и, связанные с ними преобразования форм межиндивидуального общения и быта.
142. Релъгия (лат. religio) – 1) одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование бога или богов, в сверхъестественные силы, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ); 2) одно из направлений такого общественного сознания, та или иная вера, вероисповедание, например, христианская религия, мусульманская религия.
143. Ренессбнс (от фр. renaissance – возрождение) – 1) Возрождение – период в культурном и идейном развитии ряда стран Европы (в Италии XIV—XVI вв., в других странах —XV—XVI вв.), наступивший после средневековья; в противовес католическому церковному миросозерцанию и узкой схоластической науке средних веков, эпоха Возрождения породила жизнеутверждающее, гуманистическое мировоззрение, создала замечательные образцы реалистического искусства; эпоха Возрождения ознаменовалась великими открытиями и изобретениями, а также пробуждением («возрождением») интереса к литературе и искусству Древней Греции и Рима; крупнейшие деятели науки, литературы и искусства того времени: Петрарка, Бокаччо, Коперник, Джордано Бруно, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи и многие другие; период подъема, расцвета в развитии чего-либо; 2) архитектурный стиль того времени, сменивший готический и воспринявший элементы греко-римской архитектуры.
144. Реставрбция (от лат. restauratio – восстановление) – 1) восстановление в первоначальном виде произведений изобразительных искусств и архитектуры, пострадавших от времени или испорченных, искаженных последующими переделками; 2) восстановление старого, свергнутого революцией строя или династии, например, реставрация Бурбонов во Франции в 1814 и 1815 гг.; период господства восстановленных реакционных режимов, например, реставрация во Франции в 1814-1830 гг.; 3) в палеонтологии – восстановление недостающих частей скелета или отдельных его элементов.
145. Реформбция (от лат. reformatio – преобразование) – 1) широкое общественно-политическое и религиозное движение в Западной и Центральной Европе XVI в., носившее в своей основе антифеодальный характер и принявшее форму борьбы против католической церкви; началось в Германии. Основные направления реформации: бюргерско-буржуазное (М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин), народное (Т. Мющер, анабаптисты), королевско-княжеское. Реформация положила начало протестантизму, в ряде стран возникли различные протестантские церкви: лютеранская, кальвинистская, англиканская и др.; 2) в узком смысле – проведение религиозных преобразований в духе протестантизма.
146. Роботизбция – развитие автоматизации производства на основе промышленных роботов.
147. Рококу (фр. rococo) – стиль в архитектуре и декоративном искусстве, возникший в начале XVIII в. и особенно развившийся во Франции при Людовике XV; отличается причудливой асимметричной орнаментацией и изяществом форм.
148. Романтъзм (фр. romantisme) – 1) направление в искусстве конца XVIII- первой половины XIX в., явившееся выражением неудовлетворенности результатами Великой французской революции; романтизм выдвигал на первый план индивидуальность, наделяя ее идеальными устремлениями; искусству романтизма в литературе свойственны исключительность героев, страстей и контрастных ситуаций, напряженность сюжета, красочность описаний и характеристик; романтизм ярко проявился в музыке, изобразительном искусстве, театре; 2) бытующее в литературоведении обозначение метода, предполагающего художественное пересоздание действительности в соответствии с идеалами автора; 3) мироощущение, которому свойственна идеализация действительности, мечтательность.
149. Секуляризбция духувного мъра (от ср.-лат. saecularis – светский) – 1) обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую; 2) изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому, например, секуляризация школьного преподавания; 3) освобождение от церковного влияния (в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве).
150. Семиутика (от гр. semeiotike – учение о знаках) – иначе семиология – 1) общее название комплекса научных теорий, изучающих различные свойства знаковых систем (естественный, разговорный язык, языки программирования, физическая и химическая символика, логические и математические исчисления и т. п.); основные аспекты семиотики: синтактика, семантика и практатика; 2) медицинский раздел диагностики, изучающий признаки болезней.
151. Семь чудйс свйта – в представлении античного общества наиболее прославленные достопримечательности: древнеегипетские пирамиды; храм Артемиды в Эфесе, около 550 г. до н. э.; Мавзолей в Ганикарнасе, середина IV в. до н. э.; террасные, так называемые висячие сады Семирамиды в Вавилоне, VII в. до н. э.; статуи – Зевса в Олимпии, около 430 г. до н. э., Гелиоса в Родосе (так называемый Колосс родосский), около 292-280 гг. до н. э.; маяк в Александрии, около 280 г. до н. э.
152. Синкретъзм (от гр. synkretismos – соединение, объединение) – 1) слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо, например, синкретизм первобытного искусства, в котором пляска, пение и музыка существовали в единстве, нерасчлененно; 2) смешение, неорганическое соединение разнородных элементов, например, в философии – сочетание противоречивых, несовместимых воззрений, в религии -различных культов религиозных систем.
153. Символъзм (фр. symbolisme) – направление в европейском и русском искусстве конца XIX – начала XX в., в поэтике и эстетике которого основным был символ, выражающий связи объектов и явлений и отражающего их сознания, отсюда ассоциативность, иносказания, особая роль контекста в творческом методе символистов.
154. Сионъзм (по названию холма Сион близ Иерусалима) – идеология и общественное движение, возникшее в конце XIX в. и провозгласившее своей целью возрождение еврейского национального самосознания и создание еврейского государства в Палестине; включает ряд течений – социалистических, либеральных, националистических.
155. Систйма (от гр. systema – целое, составленное из частей; соединение) – 1) множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, принципов, знаний и т. д.), представляющее собой определенное целостное образование, единство. Различают неорганическую и органическую целостности. Культура относится к органическим системам высшего порядка.
156. Скоморухи – странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с XI в. Особую популярность получили в XV—XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церкви и гражданских властей.
157. Славянофъльство – направление русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., выдвинувшее и обосновывавшее идею особой, мессианской роли России и других славянских стран в мире. Славянофильство выступило как антипод западничеству.
158. Собур – 1) собрание светских и духовных чинов для совета и решения важных дел в России XVI—XVII вв. (Земский собор, Вселенский собор); 2) крупный христианский храм, где богослужение совершает священнослужитель высокого сана (например, Парижской Богоматери собор).
159. Соловйцкий монастырь – крепость, религиозный центр и крупное феодальное хозяйство на севере России. Основан в конце 20-30-х гг. XV в. на Соловецком острове в Белом море. В XVII в. один из центров раскола. Был также местом ссылки. Архитектурный ансамбль: крепостные стены с башнями, трапезная с Успенским собором, Преображенский собор (все – XVI в.), церковь Благовещения (конец XVI – начало XVII вв.), каменные палаты (XVII в.). Исторически-архитектурный заповедник.
160. Сослувие – группа людей, которые связаны общностью нравов и обычаев и претендуют на официальное признание, выражаемое определенным способом.
161. Софъзм (гр. sophisma) – ложное по существу умозаключение, формально кажущееся правильным, основанное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики.
162. Соц-арт – одно из течений русского искусства 60-70-х гг. XX в. Оно появилось как реакция русских художников на американский поп-арт, проникавший в страну посредством многочисленных репродукций. Соц-арт стал первой попыткой сопоставления двух принципиально различных систем ценностей. В основе поисков московских художников лежали традиции русского авангарда. Первым представлением этого течения стала серия картин московских художников В. Комара и А. Меланида, работавших вместе. Это были полотна «Пачка сигарет», «Лайка», «Двойной портрет», «Встреча Солженицына с Беллем на даче у Ростроповича».
163. Социализбция (от лат. socialis – общественный) – 1) процесс становления личности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе.
164. Социалъзм (фр. socialisme, от лат. socialis – общественный) – 1) название ряда учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства; 2) общественный строй, воплощающий эти принципы.
165. Старообрядчество – совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ XVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Старообрядчество делится на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы), толков и согласий.
166. Стилизбция – 1) подражание внешним формам какого-либо определенного стиля, например, стилизация под классицизм; 2) подчинение художественного изображения условно упрощенным, орнаментальным формам; стилизация обычна в декоративно-прикладном искусстве.
167. Стиль (лат. stylus, от гр. stulos – стерженек для письма) – 1) идейно и художественно обусловленная общность изобразительных приемов в литературе и искусстве определенного времени или направления, а также в отдельном произведении; 2) индивидуальный слог писателя; 3) функциональная разновидность литературного языка; особенности построения речи, словоупотребления; 4) способ осуществления чего-либо, отличающийся совокупностью своеобразных приемов.
168. Стоицъзм (по названию портика Stoa в Афинах, где учил философ Зенон, основатель стоицизма) – 1) направление в античной философии, согласно которому задача мудреца – освободиться от страстей и влечений и жить, повинуясь разуму; римский стоицизм, в котором преобладали идеалистические и религиозные воззрения и призывы к покорности судьбе, оказал большое влияние на ранее христианство; 2) стойкость и мужество в жизненных испытаниях.
169. Структэрализм (лат. structura) – направление в гуманитарных науках (в лингвистике, литературе, истории, этнографии и др.), связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации.
170. Субъйкт (лат. subjectum) – 1) человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек как носитель каких-либо свойств, личность; 3) юридический субъект права – носитель прав и обязанностей; субъектом права может быть лицо физическое и лицо юридическое; 4) логическое подлежащее, предмет суждения; 5) грамматическое подлежащее.
171. Суфъзм (от ар.) – мистико-аскетическое направление в исламе, возникшее в VIII-XIX вв., отрицающее мусульманскую обрядность, проповедующее аскетизм.
172. Схолбстика (от лат. scholastikos – ученый, школьный, от гр. schole – школа) – 1) средневековая религиозная философия, характеризующаяся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; 2) бесплодное умствование; формальное знание, оторванное от жизни.
173. Сюрреалъзм (фр. surrealisme – буквально: сверхреализм) – сменившее дадаизм направление в авангардистском искусстве XX в., объявляющее своей задачей бесконтрольное, «автоматическое» воспроизведение сознания и особенно подсознания, что порождало причудливо-искаженные сочетания и сращения реальных и нереальных предметов.
174. Табэ (полинез.) – 1) у первобытных народов – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т. п., нарушение которого карается сверхъестественными силами; 2) вообще – строгий запрет.
175. Тебтр (гр. theatron) – 1) род искусства, особенностью которого является художественное отражение явлений жизни посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актеров перед зрителями; в ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выразительности – драматический, оперный и балетный; 2) здание, где происходят театральные представления; 3) представление, спектакль.
176. Текст – (от лат. textum – связь, соединение) – 1) авторское сочинение или документ, воспроизведенные на письме или в печати; 2) основная часть печатного набора – без рисунков, чертежей, подстрочных примечаний и т. п.; 3) слова к музыкальному сочинению (опере, романсу и т. д.); нотный текст – музыкальный материал произведения в нотной записи; 4) в семиотике и лингвистике – последовательность знаков (языка или другой системы знаков), образующая единое целое и составляющая предмет исследования особой науки -лингвистики текста.
177. Теурия (от гр. theфria – наблюдение, исследование) – 1) обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества; 2) совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или раздел ее, а также правил в области какого-либо мастерства, искусства; 3) совокупность научных положений, учение о каких-либо явлениях, фактах; система взглядов по какому-либо вопросу; 4) отвлеченные знания, рассуждения, не опирающиеся на реальную действительность.
Нормбннская теурия – антинаучное направление в русской и зарубежной буржуазной историографии, сторонники которого считали норманов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Сформулирована во 2-й четверти XVIII в. Г. 3. Байером, Г. Ф. Миллером и др. Норманнскую теорию отвергал М. В. Ломоносов и др.
178. Тйхника (от гр. technike – искусная, от techne – искусство, мастерство) – 1) система искусственно созданных средств человеческой деятельности; в технике материализованы знания и производственный опыт, накопленные в процессе развития общества; 2) совокупность навыков и приемов в каком-либо виде деятельности, мастерства, например, техника строительная, техника музыкальная, техника стихосложения, техника спортивная; 3) отрасль научного знания: общее техникознание, специальные технические науки.
179. Тотемъзм (англ. totem из языка индейцев, означающее «его род») – форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким-либо тотемом, который считается родоначальником и покровителем рода.
180. Труд – целесообразная деятельность человека, опосредующая обмен веществ между природой и обществом, которая включает в себя предмет труда, средства труда и саму целесообразную деятельность. Продуктом труда выступают измененная природа, и духовно преображенный человек.
181. Университйт (нем. Universitat, от лат. universitas (universitatis) – совокупность) -1) высшее учебное заведение, объединяющее в своем составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания; 2) в названиях ряда учебных учреждений по повышению общеобразовательных и научно-политических знаний (например, народный университет культуры).
182. Урбанъзм (от лат. urbanus – городской) – 1) в искусстве XX в. – тематика, связанная с образом жизни большого современного города; 2) направление в градостроительстве XX в., утверждающее необходимость создания городов гигантов.
183. Феодалъзм (лат. feodum – феод, т. е. поместье, имущество, скот, деньги + владение) – общественный строй, при котором крестьяне ведут самостоятельное хозяйство, но находятся в личном и экономическом подчинении господствующему классу, которому они отдают феодальную ренту; земельная собственность выражается в том, что феодал «держит» землю на правах феода, полученного от вышестоящего сеньора; права людей взаимно ограничены и неразрывно соединены с обязанностями; общественное сознание пронизано религиозным мировоззрением; политическое господство осуществляет иерархически организованное военное сословие; феодализм исторически предшествует капитализму.
184. Фестивбль (фр. festival, от лат. festivus – праздничный, веселый) – массовое празднество, показ, смотр лучших достижений искусства (музыкального, театрального, кино и т. д.).
185. Фетишъзм (фр. fйtichisme) – 1) религиозное поклонение фетишам; фетишизм – общий и постоянный элемент многих религий, например, в современных религиях: поклонение иконам, мощам и т. п.; 2) слепое поклонение чему-либо; 3) товарный фетишизм – в марксистской политэкономии – порожденное условиями товарного хозяйства, основанного на частной собственности на средства производства, превратное представление о производственных общественных отношениях между людьми как об отношениях между вещами (товарами); культ вещей, наделение их сверхъестественными свойствами, преклонение перед ними как перед воплощением силы, власти и господства.
186. Филармуния (гр. phileф – люблю + harmonia – гармония) – I) учреждение, занимающееся организацией концертов и пропагандой музыкального искусства; 2) концертный зал, в котором происходят концерты, организованные этим учреждением.
187. Фольклур (англ. folk—lore) – народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем (былины, сказки, частушки, пословицы, песни, танцы и т. д.).
188. Фурум (лат. forum) – 1) площадь в Древнем Риме, на которой происходили народные собрания, устраивались ярмарки и совершался суд; 2) место выступлений, высказываний; 3) широкое представительное собрание, съезд.
189. Фрейдъзм – учение австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (Freud, 1856-1939 гг.), создателя психоанализа как метода лечения психических заболеваний; ключевые теоретические положения психоанализа были преобразованы Фрейдом в концепцию бессознательного и скрытых, подавленных влечений человека, главным образом сексуальных; эта концепция легла в основу философских, исторических, психологических исследований Фрейда и его многочисленных последователей.
190. Футуръзм (от лат. futurum – будущее) – одно из авангардистских течений в европейском искусстве 10-20-х гг. XX в., отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрыв с традиционной культурой, эстетику современной урбанистической цивилизации; отсюда «динамическое», совмещенное изображение разных стадий движения в живописи, телеграфный стиль или «высвобождение» звукового состава слова («заумь») в поэзии; итальянские футуристы эстетизировали как таковые силу, движение, войну; ведущие русские представители (Маяковский, Хлебников, Каменский) подчиняли формалистические эксперименты задаче выражения нового (революционного) содержания; формальные новшества футуристов отразились в конструктивизме.
191. Христибнство (от гр. Christos – буквально: помазанник) – одна из мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), названа по имени ее основателя Иисуса Христа – богочеловека, сошедшего с неба на землю и принявшего страдания и смерть ради спасения людей, а затем воскресшего и вознесшегося на небо; христианство возникло в начале I в., в IV в. стало господствующей религией Римской империи.
192. Цйнности – характеристики объектов и процессов мира, имеющих положительное или отрицательное значение для жизни человека. Ценностное отношение возникает в результате включения того или иного объекта в сферу интересов человека и его деятельности. Ценности могут быть материальными и духовными, а последние выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. д. Высшей ценностью является сам человек. Он мера всех вещей.
193. Цивилизбция (от лат. civilis – гражданский) – 1) в культурно-исторической периодизации, принятой в науке XVIII—XIX вв., – третья ступень общественного развития, следующая за варварством (первая ступень – дикость) (введено Л. Морганом, Ф. Энгельсом); 2) уровень развития культуры, характеризуемой преимущественно ее объектным материально-вещественным воплощением, отчуждением людей друг от друга и господством одних над другими.
194. Человйк – наиболее общее понятие для обозначения как отдельного представителя рода Homo Sapiens, так и человечества в целом. Являясь телом природы, человек принципиально отличается от животных не только морфологически (рука, мозг, голосовые связки, прямохождение), но и способом существования – труд, творчество, социальное общение. Сущность человека можно понять только путем анализа его связей и отношений с другими в рамках конкретно-исторической организации общества.
195. Шамбн (тунг. – маньчж.) – колдун-знахарь, главным образом у северных народностей. Шаманы приводили себя в состояние экзальтации во время камлания (ритуал шаманства, сопровождаемый пением, плясками, ударами в бубен) и испрашивали у духов исцеление от болезней, обеспечение хорошей охоты, улова и т. п. Культ шаманства является формой первобытной религии, связанной с анимизмом.
196. Шаманъзм – ранняя форма религии. Основывается на представлении о сверхъестественном общении служителя культа – шамана с духами во время ритуала камлания (сопровождается пением и ударами в бубен). Основная форма шаманизма – лечение больных.
197. Шарибт (ар.) – совокупность юридических и религиозных норм, основанных на Коране, мусульманское право; исламский образ жизни и мышления.
198. Шлягер (нем. Schlager) – модная, популярная песня, мелодия.
199. Шкула (лат. schola, от гр. schole) – 1) учебно-воспитательное учреждение; 2) система образования, выучка, приобретенный опыт; 3) направление в науке, литературе, искусстве и т. п., связанное единством основных взглядов, общностью или преемственностью принципов и методов.
200. Эволюционъзм (от лат. evolutio – развертывание) – вульгарный, плоский эволюционизм – социально-политическая теория, настаивающая на постепенном, а не революционном характере модернизации общества, обоснованно усматривающая возможную опасность во взрывных социальных процессах.
201. Экзистенциалъзм (от лат. existentia – существование) – иррационалистическое направление в философии и культурологии (в особенности немецкой и французской); экзистенциализм считает, что предметом философии является уникальность существования человека, которое рассматривается лишь как непознаваемое духовное начало.
202. Эмпиръзм (от гр. empeiria – опыт) – философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний; эмпиризм недооценивает роль рационального познания (понятий теорий).
203. Энеолът (лат. aeneus – медный + гр. lithos – камень) – иначе халкалит, меднокаменный (медный) век – переходный период от неолита к бронзовому веку; время появления первых металлических орудий из меди, наряду с которыми продолжали употребляться и преобладали каменные орудия.
204. Эпос (от гр. epos – слово, рассказ, песня) – 1) повествовательная литература, один из трех основных родов художественной литературы (наряду с лирикой и драмой); основные прозаические жанры эпоса: роман, повесть, рассказ; 2) героический эпос – героическое повествование о прошлом, составляющее героев-богатырей, бытующее в книжной и устной форме (например, «Иллиада», «Одиссея», «Махабхарата», русские былины, саги и др.).
205. Эстйтика (от гр. aisthetikos – относящийся к чувственному восприятию) – 1) философская наука, изучающая сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни; эстетика изучает законы развития искусства, его художественно-идейное
содержание и формы, его место в жизни общества и человека, особенности художественного творчества; 2) красота, художественность чего-либо.
206. Этика (лат. ethica, от гр. ethos – обычай, характер) – 1) философское учение о морали, изучающее условия возникновения морали, ее сущность, понятийные и императивные формы; предметом нормативной этики являются моральный идеал, ценности и требования, особенности их функционирования; социальная этика изучает нравственность под углом зрения социальной жизни; индивидуальная этика изучает моральную жизнь личности; 2) система норм нравственного поведения человека, какой-либо общественной или профессиональной группы (например врачебная этика).
207. Язычество – традиционное обозначение нетеистических религий по их противоположности к теизму. В современной науке чаще употребляют термин «политеизм» («многобожие»); язычество – огромный комплекс первобытных верований, воззрений и обрядов, сложившийся в незапамятные времена и ставший той основой, на которой позже сформировались основные мировые религии. Он существовал у всех народов мира, но в разное время уступил место более развитым религиозным системам. Однако, те или иные его следы сохранились в различных областях человеческой культуры до наших дней.
1. Абстракционъзм (лат. abstractio – отвлечение) – абстрактное искусство – формалистическое направление в живописи, культуре и графике XX в; абстракционисты отказываются от изображения реальных предметов и явлений, их произведения представляют собой сочетание геометрических форм, цветовых пятен и линий. 2. Авангбрд (или авангардизм) (фр. avant—garde) – название ряда течений в искусстве XX в., порывающих с…