Невероятно, но факт!






купонлар.ру
Главная / Детям / За пределами школы / Что такое вертостат?

Что такое вертостат?

Изобретатели время не теряли и не теряют. Они придумывали и придумывают все новые и новые разновидности дирижаблей — порой совершенно диковинные! У старых дирижаблей для подъема сбрасывали балласт — воду или песок. Для спуска надо было выпустить немного газа. Это ограничивало дальность и время полета дирижабля. Предлагают построить безбалластный дирижабль, у которого подъемный газ для увеличения подъемной силы будет подогреваться, а для спуска — охлаждаться. Циолковский предлагал использовать для нагрева газа тепло выхлопных газов двигателей дирижабля.

Имеются проекты термодирижаблей, в которых для получения подъемной силы предполагалось наполнять оболочку не легким газом, а горячим воздухом или водяным паром.

Но в этом случае придется тратить топливо не только на движение дирижабля в воздухе, но и на постоянный нагрев воздуха внутри оболочки. Для такого дирижабля лучше всего подойдет атомная силовая установка.

Особенно же увлеклись изобретатели разработкой комбинированных летательных аппаратов, или, как их называют еще, гибридов. Им казалось, что особенно хорош будет не простой дирижабль, а полудирижабль-полусамолет или полудирижабль-полувертолет. «Хорошо бы, — заявляли они, — использовать в полете не только подъемную силу газа, но и аэродинамическую силу крыльев или винтов!»

Так появились проекты дирижаблей с самолетными крыльями и дирижабли-катамараны (с двумя корпусами, соединенными крылом). Были спроектированы и даже построены вертостаты, то есть дирижабли с вертолетными винтами.

Для чего это предлагалось? Цель была одна: уменьшить недостатки дирижаблей — их тихоходность, громоздкость, неповоротливость. Цель — хорошая, но, к сожалению, все получилось наоборот. Вместо выгоды гибриды получили в наследство все недостатки и самолетов, и вертолетов, и дирижаблей.

Дирижабль может подняться сразу с места и так же сесть. А крылатому гибриду, как и самолету, нужна взлетно-посадочная полоса, так как перед взлетом ему надо разбежаться. Дирижабль, как уже говорилось, при порче двигателей спокойно дрейфует в воздухе. Крылатый же гибрид должен непременно совершить вынужденную посадку. А если внизу горы, лес или море?

Верно, комбинированный дирижабль сможет летать с большей скоростью, чем обыкновенный. Но обойдется это недешево. Понадобится ставить более мощные двигатели, расходующие больше топлива и наносящие урон природе.

Ничего хорошего не дал и вертостат, дирижабль с подъемными винтами. В США фирма «Пьясецки» построила вертостат самый совершенный из созданных до сих пор. Под дирижабельной оболочкой была укреплена металлическая ферма с четырьмя вертолетами без хвостов.

Его постройке предшествовали длительные (в течение десяти лет!) научные исследования и конструкторские разработки. Все, казалось, было предусмотрено, все тщательно рассчитано. Начались испытания аппарата. Окончились они трагически летом 1986 года. Один из вертолетов оторвался от фермы (сказалась «усталость» материала от вибраций), и вертостат «Пьясецки» разбился вместе с пилотами. Случилось это в Лейкхорсте, около Нью-Йорка, где за пятьдесят лет до этого сгорел гигант «Гинденбург».

Б. Броуде, Г. Черненко

Самолет — хорошо, а дирижабль — лучше!

И вот в последние десятилетия снова возник интерес к дирижаблям. И это несмотря на расцвет авиации, на появление огромных реактивных транспортных самолетов, пассажирских лайнеров и вертолетов, грузоподъемностью в несколько десятков тонн! Причина ясная. Хороши самолеты и вертолеты, но и недостатки у них серьезные. Их могучие двигатели расходуют много топлива и сильно загрязняют атмосферу выхлопными газами. За…

Какими же они будут?

Предложен и такой дирижабль. У него нет никаких дополнительных крыльев. Он сам, его корпус, сделан в виде крыла-бесхвостки. Считается, что у дирижабля такого типа большое будущее. В нем свойства самолета и дирижабля чрезвычайно удачно сочетаются. Он может лететь и низко, над самой поверхностью равнины или моря, лететь с большой скоростью. Тогда под корпусом образуется уплотненный…

«Сколько их, куда их гонит!..» (II)

Второй причиной гибели людей и разрушений являются дожди, хотя это слово здесь тоже кажется неподходящим. Скорее это сплошной водопад, водяная стена. Судите сами: тайфун за сутки может вылить годовую норму ленинградских осадков. Ну, а результаты этого — оползни, обвалы, разрушения дорог, дамб, наводнения, занесенные илом, заваленные деревьями, обломками, трупами, поля, колодцы… И наконец — волны….

Готовясь к схватке с чудовищем…

Нет для моряков врага страшнее, чем тропические циклоны. Но мы теперь знаем, что и для многих людей, никогда не покидающих сушу, эти вихри являются врагом номер один — врагом безжалостным, перед которым они часто остаются совершенно беззащитными. Смогут ли люди когда-нибудь научиться бороться с тайфунами? Смогут. Но к большому сражению, к войне с могущественным противником…

Не конкурент, а союзник

Нет, дирижабли не заменят самолетов и вертолетов. Каждому свое место, своя роль, своя работа. Использовать дирижабли имеет смысл там, где нет аэродромов, взлетно-посадочных полос, необходимых тяжелым самолетам, а вертолетам не долететь туда — слишком далеко. Особенно нужны и выгодны дирижабли на Крайнем Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке — одним словом, в тех краях, где…

Какими же они будут?

Предложен и такой дирижабль. У него нет никаких дополнительных крыльев. Он сам, его корпус, сделан в виде крыла-бесхвостки. Считается, что у дирижабля такого типа большое будущее. В нем свойства самолета и дирижабля чрезвычайно удачно сочетаются. Он может лететь и низко, над самой поверхностью равнины или моря, лететь с большой скоростью. Тогда под корпусом образуется уплотненный…

«Сколько их, куда их гонит!..» (II)

Второй причиной гибели людей и разрушений являются дожди, хотя это слово здесь тоже кажется неподходящим. Скорее это сплошной водопад, водяная стена. Судите сами: тайфун за сутки может вылить годовую норму ленинградских осадков. Ну, а результаты этого — оползни, обвалы, разрушения дорог, дамб, наводнения, занесенные илом, заваленные деревьями, обломками, трупами, поля, колодцы… И наконец — волны….

Готовясь к схватке с чудовищем…

Нет для моряков врага страшнее, чем тропические циклоны. Но мы теперь знаем, что и для многих людей, никогда не покидающих сушу, эти вихри являются врагом номер один — врагом безжалостным, перед которым они часто остаются совершенно беззащитными. Смогут ли люди когда-нибудь научиться бороться с тайфунами? Смогут. Но к большому сражению, к войне с могущественным противником…

Требуются дирижаблестроители

До Великой Отечественной войны в нашей стране была необыкновен¬ная организация под названием «Дирижаблестрой». Ясно, для чего она предназначалась. А при «Дирижаблестрое» имелся учебный комбинат, так сказать, кузница будущих дирижаблестроителей и аэронавтов (как назывались экипажи дирижаблей). Было построено более десятка дирижаблей разных типов. Небольших по объему для тренировки и научных целей. Самый большой и лучший советский…

Как усмирить чудовище?

Город выглядел так, словно в нем произошел взрыв. Крыши, окна и двери были унесены вдаль… Порт был полон затонувших судов; пристани исчезли… Некоторые дома были сорваны со своего места и отброшены на значительное расстояние… Никакие бомбардировки не смогли бы придать городу столь жалкий вид…» С этими таинственными, несущими разрушение и смерть, силами природы люди сталкивались…

Все права защищены ©2006-2019. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!. Email: hi@poznovatelno.ru