Рождение и смерть тайфуна (I)
Первопричина появления вихрей — нагрев воздуха на дневной стороне Земли. Рост температуры вызывает подъем давления, а возникающий в результате перепад давлений начинает перемещать воздушные массы вокруг Земли. Тут вступают кориолисова, а затем и центробежная силы. Взаимодействие этих трех сил закручивает поток. Так очень схематично можно описать возникновение циклонов. В действительности дело обстоит гораздо сложнее, и даже специалистам-метеорологам здесь еще не все ясно.
Характерным для всех циклонов является пониженное давление в центре — до семисот десяти миллиметров ртутного столба у внетропических и до шестисот семидесяти — у тропических.
Пока циклон движется над водными просторами, он подпитывается энергией испарения засасываемой с воздухом влаги. Но когда на пути движения вихря оказывается суша, давление в его центре начинает расти, он, как говорят метеорологи, «заполняется» и в конце концов вообще перестает существовать. Антициклоны, которые отличаются от циклонов повышенными температурой и давлением в центре, а также противоположным направлением вращения, развиваются аналогично. Наиболее ярко все явления, связанные с рождением, жизнью и смертью вихрей, выражены в тайфунах. Давайте проследим за ними.
Тайфуны возникают над морями и океанами в узкой полосе, прилегающей к экватору. Причины их возникновения до сих пор во многом окутаны тайной. Пожалуй, единственное, что точно известно, так это то, что температура воды в месте рождения должна быть не ниже 26—27° С. Здесь развиваются сильные восходящие потоки воздуха.
Механизм зарождения тайфуна ученые в настоящее время представляют приблизительно следующим образом. «Затравкой» или спусковым крючком служит какая-нибудь неустойчивость, вызванная, например, вторжением зоны холодного воздуха. Восходящие потоки при этом еще более усиливаются. Образуются кучево-дождевые облака, начинается бурная конденсация. Поглощая, впитывая калории скрытой теплоты конденсации, набирает силу чудовище. Оно имеет «глаз» — так называют центр тайфуна. Это название не случайно: в то время как на периферии тайфуна господствуют облака, в центре его царит ясная погода. Диаметр глаза достигает двадцати пяти километров, в очень мощных тайфунах — семидесяти, а у одного составлял даже триста! Ветра здесь практически нет, но на поверхности океана зачастую вздымаются беспорядочно сталкивающиеся волны огромной высоты — отголоски штормов, бушующих вокруг центра тайфуна.
Если при полете сквозь тайфун летчик будет удерживать заданную постоянную высоту по барометру, то к центру вихря самолет может снизиться на целый километр! Это произойдет вследствие сильного понижения давления к центру тайфуна. Благодаря этому здесь наблюдается еще одно явление. Если циклон находится над водоемом, то на поверхности его в центре циклона вырастает водяной холм. В его вершину может врезаться самолет, если летчик не будет «смотреть в оба», а полностью доверится барометрическому высотомеру… далее
С. Палкин
Гольф, один из старейших и наиболее уважаемых спортивных видов, привлекает миллионы фанатов со всего мира. Этот спорт характеризуется изысканным стилем и стремительным развитием. Но что, если мы скажем вам, что гольф может стать не только источником вдохновения, но и источником дополнительного дохода? Да, ставки на гольф могут стать увлекательным и прибыльным занятием. В этой статье…
И вот в последние десятилетия снова возник интерес к дирижаблям. И это несмотря на расцвет авиации, на появление огромных реактивных транспортных самолетов, пассажирских лайнеров и вертолетов, грузоподъемностью в несколько десятков тонн! Причина ясная. Хороши самолеты и вертолеты, но и недостатки у них серьезные. Их могучие двигатели расходуют много топлива и сильно загрязняют атмосферу выхлопными газами. За…
Предложен и такой дирижабль. У него нет никаких дополнительных крыльев. Он сам, его корпус, сделан в виде крыла-бесхвостки. Считается, что у дирижабля такого типа большое будущее. В нем свойства самолета и дирижабля чрезвычайно удачно сочетаются. Он может лететь и низко, над самой поверхностью равнины или моря, лететь с большой скоростью. Тогда под корпусом образуется уплотненный…
Второй причиной гибели людей и разрушений являются дожди, хотя это слово здесь тоже кажется неподходящим. Скорее это сплошной водопад, водяная стена. Судите сами: тайфун за сутки может вылить годовую норму ленинградских осадков. Ну, а результаты этого — оползни, обвалы, разрушения дорог, дамб, наводнения, занесенные илом, заваленные деревьями, обломками, трупами, поля, колодцы… И наконец — волны….
Нет для моряков врага страшнее, чем тропические циклоны. Но мы теперь знаем, что и для многих людей, никогда не покидающих сушу, эти вихри являются врагом номер один — врагом безжалостным, перед которым они часто остаются совершенно беззащитными. Смогут ли люди когда-нибудь научиться бороться с тайфунами? Смогут. Но к большому сражению, к войне с могущественным противником…
Нет, дирижабли не заменят самолетов и вертолетов. Каждому свое место, своя роль, своя работа. Использовать дирижабли имеет смысл там, где нет аэродромов, взлетно-посадочных полос, необходимых тяжелым самолетам, а вертолетам не долететь туда — слишком далеко. Особенно нужны и выгодны дирижабли на Крайнем Севере, в Сибири, на Дальнем Востоке — одним словом, в тех краях, где…
Предложен и такой дирижабль. У него нет никаких дополнительных крыльев. Он сам, его корпус, сделан в виде крыла-бесхвостки. Считается, что у дирижабля такого типа большое будущее. В нем свойства самолета и дирижабля чрезвычайно удачно сочетаются. Он может лететь и низко, над самой поверхностью равнины или моря, лететь с большой скоростью. Тогда под корпусом образуется уплотненный…
Второй причиной гибели людей и разрушений являются дожди, хотя это слово здесь тоже кажется неподходящим. Скорее это сплошной водопад, водяная стена. Судите сами: тайфун за сутки может вылить годовую норму ленинградских осадков. Ну, а результаты этого — оползни, обвалы, разрушения дорог, дамб, наводнения, занесенные илом, заваленные деревьями, обломками, трупами, поля, колодцы… И наконец — волны….
Нет для моряков врага страшнее, чем тропические циклоны. Но мы теперь знаем, что и для многих людей, никогда не покидающих сушу, эти вихри являются врагом номер один — врагом безжалостным, перед которым они часто остаются совершенно беззащитными. Смогут ли люди когда-нибудь научиться бороться с тайфунами? Смогут. Но к большому сражению, к войне с могущественным противником…
До Великой Отечественной войны в нашей стране была необыкновен¬ная организация под названием «Дирижаблестрой». Ясно, для чего она предназначалась. А при «Дирижаблестрое» имелся учебный комбинат, так сказать, кузница будущих дирижаблестроителей и аэронавтов (как назывались экипажи дирижаблей). Было построено более десятка дирижаблей разных типов. Небольших по объему для тренировки и научных целей. Самый большой и лучший советский…