Готовясь к схватке с чудовищем…
Нет для моряков врага страшнее, чем тропические циклоны. Но мы теперь знаем, что и для многих людей, никогда не покидающих сушу, эти вихри являются врагом номер один — врагом безжалостным, перед которым они часто остаются совершенно беззащитными.
Смогут ли люди когда-нибудь научиться бороться с тайфунами? Смогут. Но к большому сражению, к войне с могущественным противником нужно тщательно готовиться. Надо понять причины его мощи, досконально изучить природу, слабые стороны, научиться вовремя обнаруживать его появление.
Изучение циклонов началось примерно сто пятьдесят лет назад, когда британское адмиралтейство поручило мореплавателям фиксировать все, что происходит во время штормов. Это воистину была «разведка под ураганным огнем противника», так как сведения о нем могли получать только подвергнувшиеся его нападению. Те из них, кому посчастливилось вырваться из тайфунов, доставляли сведения о величине атмосферного давления (барометр уже был изобретен), скорости его падения, силе и направлении ветров.
Следующим этапом в изучении тайфунов стало создание наблюдательных станций на суше и, в первую очередь, на небольших островах в открытом океане. Но наземные станции и корабли, каким бы количеством аппаратуры они ни были оснащены, имеют один крупный недостаток: с их помощью можно изучать только то, что творится на поверхности океана или суши и в самом нижнем слое атмосферы. Верхние зоны грандиозного вихря оставались недоступными. Да и разведку эту можно назвать чисто пассивной.
Так продолжалось до 40-х годов нашего столетия, когда люди впервые рискнули совершать полеты внутрь тропических циклонов. Вот рассказ участника дерзкой вылазки в «стан врага»: «Мы летим в серой водяной ночи… Можно даже усомниться, летим мы или плывем. Шум… острый, слишком высокий для слуха… врывается быстрая серия глухих ударов, таких частых, что бессмысленно пытаться их сосчитать: в них заключено все, что может дать соединение стремительности и неистовой силы. Это пароксизм насилия, превосходящий все возможности представления. Быть может, самолет не переламывается только потому, что у него не хватает времени согнуться в одну сторону, до того, как его перегибает в другую… И вдруг… внезапная тишина. Это — «глаз». Здесь… жертвам… чудится, будто они стали добычей живого зверя с горячим и влажным дыханием, — зверя, чей… голос дрожит от алчного удовлетворения садистического хищника».
Такие рискованные полеты совершаются для того, чтобы получить более надежные данные о местонахождении и силе вихрей. Измерения проводятся на борту самолета, а также с помощью сбрасываемых с него радиозондов.
Но и авиаразведка дает только отрывочные сведения. Постоянное слежение за рождением и движением циклонов стало возможным лишь с появлением искусственных спутников Земли. Кроме того, только с них можно увидеть и сфотографировать циклоны целиком. Возможно, не за горами время, когда со спутников в циклоны будут сбрасывать спускаемые аппараты с метеоаппаратурой!
Читатель вправе сказать: «Ну хорошо, разведка налажена, и методы ее постоянно совершенствуются. Но когда же, наконец, начнется наступление на врага?»
Нелегкий вопрос. Как усмирить такое чудовище? Пока», по-видимому, можно надеяться только на то, что детально изучив физику атмосферного вихря и научившись точно и своевременно засекать место его возникновения, мы найдем способы «гасить» вихрь, пока он еще не набрал силу.
С. Палкин
Гольф, один из старейших и наиболее уважаемых спортивных видов, привлекает миллионы фанатов со всего мира. Этот спорт характеризуется изысканным стилем и стремительным развитием. Но что, если мы скажем вам, что гольф может стать не только источником вдохновения, но и источником дополнительного дохода? Да, ставки на гольф могут стать увлекательным и прибыльным занятием. В этой статье…
И вот в последние десятилетия снова возник интерес к дирижаблям. И это несмотря на расцвет авиации, на появление огромных реактивных транспортных самолетов, пассажирских лайнеров и вертолетов, грузоподъемностью в несколько десятков тонн! Причина ясная. Хороши самолеты и вертолеты, но и недостатки у них серьезные. Их могучие двигатели расходуют много топлива и сильно загрязняют атмосферу выхлопными газами. За…
Предложен и такой дирижабль. У него нет никаких дополнительных крыльев. Он сам, его корпус, сделан в виде крыла-бесхвостки. Считается, что у дирижабля такого типа большое будущее. В нем свойства самолета и дирижабля чрезвычайно удачно сочетаются. Он может лететь и низко, над самой поверхностью равнины или моря, лететь с большой скоростью. Тогда под корпусом образуется уплотненный…
Второй причиной гибели людей и разрушений являются дожди, хотя это слово здесь тоже кажется неподходящим. Скорее это сплошной водопад, водяная стена. Судите сами: тайфун за сутки может вылить годовую норму ленинградских осадков. Ну, а результаты этого — оползни, обвалы, разрушения дорог, дамб, наводнения, занесенные илом, заваленные деревьями, обломками, трупами, поля, колодцы… И наконец — волны….
Нет для моряков врага страшнее, чем тропические циклоны. Но мы теперь знаем, что и для многих людей, никогда не покидающих сушу, эти вихри являются врагом номер один — врагом безжалостным, перед которым они часто остаются совершенно беззащитными. Смогут ли люди когда-нибудь научиться бороться с тайфунами? Смогут. Но к большому сражению, к войне с могущественным противником…
И вот в последние десятилетия снова возник интерес к дирижаблям. И это несмотря на расцвет авиации, на появление огромных реактивных транспортных самолетов, пассажирских лайнеров и вертолетов, грузоподъемностью в несколько десятков тонн! Причина ясная. Хороши самолеты и вертолеты, но и недостатки у них серьезные. Их могучие двигатели расходуют много топлива и сильно загрязняют атмосферу выхлопными газами. За…
Предложен и такой дирижабль. У него нет никаких дополнительных крыльев. Он сам, его корпус, сделан в виде крыла-бесхвостки. Считается, что у дирижабля такого типа большое будущее. В нем свойства самолета и дирижабля чрезвычайно удачно сочетаются. Он может лететь и низко, над самой поверхностью равнины или моря, лететь с большой скоростью. Тогда под корпусом образуется уплотненный…
Второй причиной гибели людей и разрушений являются дожди, хотя это слово здесь тоже кажется неподходящим. Скорее это сплошной водопад, водяная стена. Судите сами: тайфун за сутки может вылить годовую норму ленинградских осадков. Ну, а результаты этого — оползни, обвалы, разрушения дорог, дамб, наводнения, занесенные илом, заваленные деревьями, обломками, трупами, поля, колодцы… И наконец — волны….
Нет для моряков врага страшнее, чем тропические циклоны. Но мы теперь знаем, что и для многих людей, никогда не покидающих сушу, эти вихри являются врагом номер один — врагом безжалостным, перед которым они часто остаются совершенно беззащитными. Смогут ли люди когда-нибудь научиться бороться с тайфунами? Смогут. Но к большому сражению, к войне с могущественным противником…
До Великой Отечественной войны в нашей стране была необыкновен¬ная организация под названием «Дирижаблестрой». Ясно, для чего она предназначалась. А при «Дирижаблестрое» имелся учебный комбинат, так сказать, кузница будущих дирижаблестроителей и аэронавтов (как назывались экипажи дирижаблей). Было построено более десятка дирижаблей разных типов. Небольших по объему для тренировки и научных целей. Самый большой и лучший советский…