Невероятно, но факт!

Часть 7


«Союз» — «Салют» перед стыковкой (макет)



Наша группа продолжала подготовку к проведению новых пилотируемых испытаний кораблей «Союз». А в это время в космосе были осуществлены сложные эксперименты по стыковке двух пар автоматических летательных аппаратов серии «Космос». Сначала были состыкованы «Космос186» и «Космос188», потом «Космос-212» и «Космос-213». Обе стыковки прошли успешно. Все системы, обеспечивающие поиск, сближение и стыковку автоматических аппаратов, работали четко, надежно. Были также проведены и новые успешные испытания корабля «Союз» в беспилотном варианте.

Теперь можно было приступать к испытательным полетам и пилотируемых кораблей. Первый такой полет намечалось провести в октябре 1968 года. Планировалось выведение на орбиту сначала беспилотного корабля «Союз2», а вслед за ним пилотируемого «Союз3» с целью отработки поиска и сближения кораблей с применением автоматического и ручного управления.

Я готовился к этому полету вместе с Георгием Тимофеевичем Береговым и Борисом Валентиновичем Волыновым.

Георгий Тимофеевич пришел в отряд космонавтов позже других, но он был старше всех нас. Он принимал участие в Великой Отечественной войне чуть ли не с самого первого ее дня и до последнего.

Окончил войну в Чехословакии, на своем штурмовике совершил 185 боевых вылета и уничтожил много вражеской техники и солдат. Еще в 1945 году Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны Георгий Тимофеевич сменил штурмовок на истребитель, много летал, потом учился в той же Военновоздушной академии в Монине, которую несколько позже закончил и я, перешел на испытательную работу и был удостоен звания «Заслуженный летчикиспытатель СССР».

Борис Валентинович Волынов в отряде космонавтов был ветераном. Он пришел в него вместе с Гагариным. Отличный летчик, крепкий, выносливый, физически хорошо развитый, он имел опыт подготовки к нескольким полетам в качестве дублера. С одной стороны, это придавало ему уверенность в себе, в своих силах и способностях, а с другой — он испытывал иногда некоторое недоверие к работе товарищей. Мне казалось, что излишняя прямолинейность усложняла ему контакт с другими пилотами, особенно в первый период нашей работы. Однако настойчивость и трудолюбие снискали ему всеобщее уважение и способствовали нашему быстрому сближению…

Мы детально и тщательно изучали конструкцию корабля «Союз», много работали на тренажерах, учились обращаться с кино и фотоаппаратами, а в свободное время усиленно занимались спортом и в первую очередь теми его видами, которые помогали тренировать вестибулярный аппарат.

До прихода в отряд космонавтов я без большого уважения относился к велосипеду и ни разу на него даже не садился. Но оказалось, что езда на велосипеде способствует тренировке вестибулярного аппарата, и мне пришлось подружиться с этой двухколесной машиной. Кто учился ездить на велосипеде не в детстве, а в более зрелом возрасте, тот знает, что это такое.

Не могу в точности сказать, сколько восьмерок я сделал и шишек себе набил, но ездить на этой хитрой машине все же научился. Хотя большого удовольствия это мне и не доставляло.

Гораздо в большей степени я увлекался прыжками на батуте.

Теперь этот спортивный снаряд очень популярен. Регулярно проводятся региональные и даже всесоюзные соревнования, есть свои чемпионы как в одиночном разряде, так и в синхронных прыжках. Соревнования эти даже по телевидению показывают, и надо сказать, что они очень и очень зрелищны, особенно когда выступают на батуте признанные мастера этого молодого вида спорта.

Но я совсем не был уверен в том, что так же зрелищны были и мои первые прыжки. Во всяком случае, комментарии, которые так и сыпались из уст моих «товарищей по оружию» после моих попыток сделать переворот, были далеко не восторженными и не вдохновляли на повторение…

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Exit mobile version