Предложен и такой дирижабль. У него нет никаких дополнительных крыльев. Он сам, его корпус, сделан в виде крыла-бесхвостки. Считается, что у дирижабля такого типа большое будущее. В нем свойства самолета и дирижабля чрезвычайно удачно сочетаются.
Он может лететь и низко, над самой поверхностью равнины или моря, лететь с большой скоростью. Тогда под корпусом образуется уплотненный слой воздуха — «воздушная подушка». От этого грузоподъемность дирижабля-крыла еще более возрастет. При размахе крыла в сто метров и четырех турбовинтовых двигателях (как у самолетов Ил-18 или Ан-12) дирижабль-крыло сможет перевозить до четырехсот тонн грузов!
Дирижабль будущего: 1-солнечные батареи; 2-ангар для вертолета; 3-пассажирский отсек; 4-поворотные двигатели; 5-грузовой отсек; 6-командный пункт; 7-гелий; 8-пассажирские каюты; 9-воздух; 10-грузовой люк
Придумывая дирижабли необычных типов, конструкторы все чаще и чаще приходят к выводу: нет, не следует забывать старые дирижабли, так сказать, классические их типы. И такие дирижабли строятся в некоторых странах (в Англии, США, ФРГ). Они, правда, небольшие — объемом до шести тысяч кубических метров.
Они наполнены безопасным гелием, имеют прочные газонепроницаемые оболочки, не боящиеся обледенения. Оборудованы современными автопилотами и не нуждаются в многочисленной стартовой команде. Для промежуточных стоянок им достаточно причальных мачт или даже невысоких тумб.
А каков может быть дирижабль следующего века? Что предлагают инженеры? Вот один из проектов гелиевого грузо-пассажирского дирижабля.
Вид у него внушительный, но в облике его мало экзотики. Он — привычной формы: в виде гигантской сигары. Под его твердой обшивкой — жесткий каркас из прочных титановых сплавов и новых пластмассовых композитных материалов. В каркасе проходят коридоры и лифты, по которым можно попасть в любую часть дирижабля.
Конечно, большую долю объема дирижабля займут газовместилища. Но на нем достаточно места и для пассажирских кают и для грузовых отсеков. Дирижабль будет перевозить триста пятьдесят пассажиров, сорок пять человек команды и сто тонн грузов!
На самой верхней палубе имеется ангар для вертолета и вертикально взлетающего самолета. Они могут взлетать и садиться на летящий дирижабль. Значительная часть корпуса корабля будет покрыта пластинками солнечных батарей, под лучами солнца вырабатывающих электроэнергию. На ней смогут работать различные агрегаты и даже вспомогательные двигатели дирижабля (для малых скоростей полета).
Излишне говорить, что воздушный корабль оборудован самыми совершенными приборами, быстро действующими электронно-вычислительными машинами, мощной радиостанцией и радиолокационным оборудованием.
На таком дирижабле можно совершить даже кругосветное путешествие. Займет оно около десятка дней.
Для того чтобы не подвергать опасности такой гигант при причаливании к земле (особенно при порывистом ветре), он будет плавать в небе месяцами и опускаться на землю лишь для капитального ремонта. Пассажиров, груз и топливо станут принимать на борт в висении (например, с помощью вертолетов).
Есть интереснейший проект воздушного гиганта с атомной силовой установкой. Он будет перевозить до тысячи тонн грузов. Подъемным газом для него будет служить нагретый до нескольких сотен градусов воздух! Этот дирижабль сможет держаться в воздухе годами.
Представьте, какие замечательные путешествия можно будет совершать на таких могучих дирижаблях! Какие чудесные виды откроются их пассажирам с высоты.
Нет, совсем не случайно утверждается, что у дирижаблей большое будущее! Кто же откажется от надежных, экономичных и безвредных для природы воздушных кораблей?
Б. Броуде, Г. Черненко