Невероятно, но факт!

«Бейте их всех, Господь узнает своих!», или папа Иннокентий не оставляет усердий

Что такое ересь и еретики? Если говорить коротко, ересь — это любое отклонение от истинной веры, как ее понимает сама церковь. А еретики — прежде всего изменники истинной веры, то есть люди, совершившие непростительный грех перед Богом. Но только папская церковь могла решать, какие верования и какие высказывания о Боге правильные, а какие ложные, следовательно, еретические.

На церковных Соборах вырабатывались основы (неопровержимые догмы) христианства. То, что не укладывалось в эти основы или не соответствовало им, осуждалось соборами, а религиозные деятели, отстаивавшие свое мнение, отлучались от церкви и проклинались как еретики.

Еретиков ненавидели даже сильнее, чем людей другой веры, сильнее, чем мусульман, потому что еретики, считая себя истинными христианами, были особенно опасными внутренними врагами церкви, они как бы подрывали ее устои и авторитет изнутри. Вот почему многие века в Западной Европе пылали костры инквизиции — организации, созданной для борьбы с тайными врагами католицизма. Само слово «инквизиция» означает «розыск, сыск». Сейчас бы мы это назвали тайной полицией.

Однако инквизиция, пожалуй, была пострашнее любой государственной тайной полиции, потому что ее сила и влияние распространялись не на одно государство, а практически на всю Европу.

Слава первого инквизитора по праву может принадлежать все тому же папе Иннокентию III. Хотя само понятие инквизиции определилось уже после его смерти.

Вступив на папский престол в 1198 году, Иннокентий развил кипучую деятельность по искоренению всяческих ересей. Он считал себя вершителем судеб всего христианского мира. Да так оно и было! Не случайно Иннокентий III именовал себя «царем царей — владыкой владык, священником во веки веков» и даже «наместником Иисуса Христа на земле». Именно его авторству принадлежит этот титул.

Он был инициатором похода на христианскую Византию, он благословил орден меченосцев на завоевание Ливонии, призвал крестоносцев к походу на пруссов, соседей Руси. Известно, чем закончились эти походы для меченосцев и прочих рыцарей, когда им пришлось встретиться с полками Александра Невского в 1242 году на льду Чудского озера.

Но все это было потом, а сейчас, только став папой, Иннокентий отдал приказ о немедленном крестовом походе против альбигойцев, тем самым положив начало массовому и систематическому истреблению христиан, чьи взгляды так или иначе расходились со взглядами официальной католической церкви. Потому-то его и считают основателем инквизиции.

Кто такие альбигойцы и чем же они так не понравились папе? Учение альбигойцев получило название от города Альби, что находится на юге Франции. Альбигойцы считали, что все зло на земле происходит от дьявола, да и весь земной мир — есть не Божие творение, а порождение дьявола. Они утверждали, что человек должен порвать с греховным миром, лишь тогда он спасет бессмертную душу, дарованную ему Богом.

В сущности, ничего вредного они не делали, лишь молились о спасении своих душ, а наиболее ярые из них даже приближали свою смерть усиленным постом, так как верили, что лишь после смерти попадут из земного царства дьявола в настоящее Божие царство. Вот на борьбу с этими вероотступниками и призвал Иннокентий крестоносцев. Чтобы возбудить их религиозный пыл, он посулил не только отпущение грехов, но и освобождение от уплаты процентов по долгам!

И вот под руководством Симона де Монфора собралась целая армия всевозможных авантюристов, охочих до крови и чужого добра.

За своих подданных вступился правитель провинции Лангедок Тулузский граф Раймонд. Отлученный Иннокентием от церкви, Раймонд не решился на войну с Монфором. Он без боя сдал ему семь важнейших крепостей, проявив полнейшее послушание, и впредь обещал выполнять все требования папы, лишь бы тот проявил милость к заблудшим, но безвинным альбигойцам. Для начала Монфор устроил публичную порку самому графу. В городе Сен-Жиль его заставили при большом стечении народа предстать обнаженным по пояс перед папским легатом, который встретил его в окружении епископов. Затем легат надел на шею Раймонду петлю и ввел его в местный собор, в то время как епископы стегали его розгами по спине и плечам. А затем началось избиение простых людей.

Сея по дороге смерть, не встречая сопротивления (альбигойцам было запрещено убивать), папские воины захватывали один город за другим. В городе Безье они вырезали всех жителей — 60 тысяч человек!

Когда крестоносцы спрашивали папского легата, как отличить еретика от правоверного католика, тот отвечал: «Бейте их всех, Господь узнает своих!»

Казнили даже тех, кто готов был раскаяться. Симон де Монфор сказал по этому поводу так: «Если его раскаяние лживо, это ему послужит наказанием за обман, а если говорит правду, то он искупит этой казнью свой прежний грех».

Двадцать лет продолжалась кровопролитная бойня на юге Франции, города и селения превратились в руины и пепелища, более миллиона мирных жителей, повинных лишь в том, что иначе представляли себе Царство Божие на земле, были убиты.

Так началась кровавая эра костров инквизиции.

Exit mobile version