Невероятно, но факт!

Самолет — хорошо, а дирижабль — лучше!

И вот в последние десятилетия снова возник интерес к дирижаблям. И это несмотря на расцвет авиации, на появление огромных реактивных транспортных самолетов, пассажирских лайнеров и вертолетов, грузоподъемностью в несколько десятков тонн!
 
Причина ясная. Хороши самолеты и вертолеты, но и недостатки у них серьезные. Их могучие двигатели расходуют много топлива и сильно загрязняют атмосферу выхлопными газами. За один час полета двигатели реактивного самолета расходуют столько кислорода, сколько его вырабатывает за год целый гектар леса!

Но это еще не все. Аэропорты занимают огромные территории. Строить аэродромы в пустынных, труднодо¬ступных местностях тяжело и очень дорого. Вертолеты, как известно, в аэродромах не нуждаются. Но в эксплуатации эти машины чрезвычайно дороги. Один час использования вертолета обходится, ни много ни мало, до двух тысяч рублей! Тут есть над чем задуматься и поискать выхода.

А если использовать дирижабли? Наполненные газом, легче воздуха, они плавают в нем, подобно поплавкам в воде. Дирижабли в полете затрачивают энергию только на преодоление сопротивления воздуха. Вследствие этого их двигатели могут быть в десятки раз слабее, чем у самолета и вертолета. Значит, дирижабль намного экономичнее самолета и тем более вертолета! Он куда меньше будет загрязнять атмосферу, да и шума производит меньше!

Если у самолета или вертолета остановятся двигатели, выйдет из строя система управления — вынужденная посадка неизбежна. А она нередко грозит аварией и даже катастрофой! Дирижабль в этом случае будет  спокойно  плавать  в   воздухе, дрейфовать по ветру, пока механики не ликвидируют поломку. И такое — бывало. Не раз у дирижаблей прямо в воздухе ремонтировали двигатели и рули.

Дирижабли могут взлетать с места и садиться вертикально. Аэродромы с длинными взлетно-посадочными полосами им также не требуются, как и вертолетам.

Когда смотришь на фотографию старого дирижабля, то удивляешься — какую маленькую пассажирскую кабину он несет?! Но так только кажется по сравнению с его огромным корпусом.

Если оболочку дирижабля наполнить гелием, то один кубический метр этого легкого газа создаст, по закону Архимеда, подъемную силу в один килограмм. Сила эта, можно сказать, — даровая. Она не зависит от скорости движения, как аэродинамическая сила у самолета. На ее создание не требуется затрачивать мощность двигателей. И в этом — основное преимущество дирижаблей, летательных аппаратов легче воздуха. К примеру, дирижабль «Гинденбург» поднимал до восьмидесяти тонн полезного груза. В настоящее время можно построить воздушные корабли для перевозки сотен тонн груза и многих сотен пассажиров. Да — но почему же в прошлом дирижабли часто гибли? Отчего происходили с ними ужасные катастрофы? Сами дирижабли не были в этом ви¬новаты. Наполнялись они водородом — горючим газом.

Достаточно было одной искры, чтобы дирижабль вспыхнул как факел. Не было тогда еще легких газонепроницаемых оболочек, легких и прочных материалов для конструкций. Не умели точно рассчитать прочность корпуса воздушных гигантов. Не было современных навигационных приборов и многого другого. Теперь все это есть. Значит, и дирижабли могут стать надежными и безопасными!

Б. Броуде, Г. Черненко

Exit mobile version