Невероятно, но факт!

Часть 6

Первая информация, полученная с борта этой станции, работающей поначалу в автоматическом режиме,

была неутешительной. По какой-то причине панели солнечных батарей раскрылись не полностью, и электроснабжение станции было серьезно нарушено. К тому же под влиянием вибрационных нагрузок во время выведения станции на орбиту отошел от корпуса противометеорный экран. Этот экран, кроме метеорной защиты, выполнял еще роль и терморегулятора станции. В результате та сторона, которая была обращена к Солнцу, нагрелась до 120—150 градусов, и специалисты опасались, что может лопнуть стена основного блока, что приведет к разгерметизации объекта.

Внутри станции температура также поднялась намного выше нормы и составила более 50 градусов по Цельсию. Попытки снизить температуру с помощью кондиционеров не дали положительного результата, поскольку не хватало энергии для их работы на полную мощность.

«Мы еще не хороним нашего пациента, — заявил один из руководителей полета, — хотя признаем, что он опасно болен…»

Старт транспортного корабля «Аполлон» к «Скайлэбу» отложили. Специалисты из Центра управления полетом спешно искали пути спасения станции. Было решено предпринять попытку установить на станции защитный экран вместо сорванного противометеорного экрана.

Чарльз Конрад, Поль Вейц и Джозеф Кервин, которые должны были первыми отправиться на станцию, приступили к тренировкам в бассейне гидроневесомости и в специальных скафандрах, с помощью штанг учились устанавливать экран вокруг станции.

Проведенные опыты на Земле на макете станции говорили о том, что под влиянием высокой температуры должно произойти выделение вредных газов и атмосфера станции может оказаться опасновредной для человека. Пришлось снабдить экипаж еще и газовыми масками.

Объясняя причины сложившейся ситуации, директор Центра пилотируемых полетов Кристофер Крафт сказал: «Станция не прошла предварительных летных испытаний, а никакие наземные испытания не дают возможности точно предсказать «поведение» панелей метеорного экрана под воздействием нагрузок, которые возникают при выведении станции на орбиту».

Только к 25 мая были закончены последние приготовления экипажа. Астронавты стартовали без четко расписанной программы, так как очень многое зависело от того, в каком состоянии находится станция.

Когда «Аполлон» приблизился к «Скайлэбу», экипаж обнаружил, что одна солнечная батарея совсем отсутствует, а другую заклинило осколком разрушившегося метеорного экрана и она раскрылась лишь частично.

Конрад подвел корабль к станции, а Вейц, облаченный, как и все члены экипажа, в специальный скафандр, высунулся из люка и попытался длинным металлическим шестом раскрыть солнечную батарею. При этом Кервин держал Вейца за ноги, чтобы тот «не выпал» в космос.

Однако раскрыть солнечную батарею астронавтам не удалось. Более удачной оказалась попытка установить теплозащитные экраны. Хотя не полностью, но экраны прикрыли большую часть станции от жгучих солнечных лучей.

Когда наша группа космонавтов была в Хьюстоне, нам показали несколько вариантов этих экранов. Один из них имел форму большого зонтика. Его выдвинули наружу через шлюз, который служил обычно для выставления в открытый космос научных приборов.

Другой экран в виде «пляжного тента» был натянут астронавтами при их непосредственном выходе в открытый космос, что хорошо продемонстрировало возможности космического экипажа по выполнению различных ремонтно-восстановительных работ в открытом космосе, начало которым положили еще Алексей Леонов, Алексей Елисеев и Евгений Хрунов…

Ядовитых газов на станции астронавты не обнаружили, но работать им было жарковато — плюс 52 градуса! Благодаря установленному экрану температура на станции постепенно снизилась. Астронавты скоро вошли в график работ и выполнили полностью программу полета, проработав на станции 28 суток.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 10

Так что же делать? Срочно возвращать космонавта на Землю? Но тогда нужно возвращать и весь экипаж. А разве это не обидно — прекращать работу экспедиции, на подготовку которой затрачено столько сил и средств, из-за какогого «пустяка» — больного зуба? Можно, конечно, иметь на борту станции своего стоматолога… Но будет ли это оправдано? Болезнь —явление случайное,…

Часть 11

Конечно, во всех вопросах я опирался на богатый опыт, накопленный специалистами Центра подготовки космонавтов, на мнение всех, кто непосредственно участвовал в подготовке экипажа, однако окончательное решение должен был принять я сам, и вся ответ ственность за него лежала на мне. В это время мне казалось, что оценить свою собственную готовность к полету гораздо проще, чем…

Часть 12

Но космическая техника не может стоять на месте. Она должна непрерывно совершенствоваться, эффективность космических полетов должна расти. Работа советских космонавтов на станциях «Салют» и американских астронавтов на «Скайлэбе» доказала возможность весьма длительного пребывания людей на борту орбитальных космических станций. Но представьте себе такую ситуацию — на станции работает экипаж. Работает достаточно долгое время, работает плодотворно….

Часть 13

Испытать в реальном космическом полете эти новые автоматические системы сближения и стыковки транспортного корабля со станцией «Салют3» было поручено Геннадию Васильевичу Сарафанову и Льву Степановичу Демину на корабле «Союз-15». Космический корабль стартовал 27 августа 1974 года и был выведен на расчетную орбиту. Экипаж корабля четко выполнил коррекцию орбиты, и скоро система поиска корабля обнаружила станцию…

Часть 14

24 мая к станции «Салют-4» отправился еще один экипаж — Петр Климук и Виталий Севастьянов. Они проработали на станции более двух месяцев — 63 дня. Их программа работ на станции была еще более сложной и обширной, чем все предыдущие. В дальнейшем «Салют-4», так же как и его предшественник «Салют-3», продолжал свою работу в автоматическом режиме…

Часть 15

В горах были обнаружены ледники, о существовании которых ранее даже не подозревали. Детальной съемке подверглись шельфовые зоны Черного и Каспийского морей. Продолжались исследования земной атмосферы, начатые еще в полете Евгением Хруновым, на предмет ее запыленности. Дело в том, что атмосфера Земли запыляется из разных источников: из космоса — космической пылью, природной пылью — в результате…

Часть 16

Полет Волынова и Жолобова продолжался без малого 7 недель — 48 суток. Впервые на нашей станции были установлены своеобразные весы, которые позволяли взвешивать в невесомости, и медики на Земле могли постоянно следить за динамикой изменения веса космонавтов. Вернее — не веса, а массы. Космические «весы» так и назывались массметром. На «Салюте-5» были применены и новые…

Часть 17

Орбиту полета корабля «Союз-22» рассчитали так, чтобы можно было проводить с нее съемки и большей части территории СССР и территории ГДР. Для этого наклонение орбиты пришлось увеличить и довести до 65 градусов, в то время как орбиты всех других «Союзов» имели наклонение чуть более 51 градуса. Большое наклонение орбиты потребовало при запуске корабля больших энергетических…

Часть 1

6 июня 1971 года в 7 часов 55 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовала космическая ракетаноситель с транспортным кораблем «Союз-11». Через девять минут корабль был выведен на расчетную орбиту спутника Земли. Экипаж четко выполнил все предусмотренные программой подготовительные операции по коррекции орбиты и уверенно состыковал свой корабль со станцией «Салют». Через некоторое время…

Часть 18

Конструкторы корабля внимательно изучили причины нерасчетной работы системы управления и внесли в нее необходимые коррективы. Почти полгода станция «Салют» работала в автоматическом режиме. Электромеханическая система ориентации и стабилизации (это еще одна новинка для «Салютов») удерживала ее на орбите в заданном положении, обеспечивая точность наведения приборов при выполнении различных научных исследований и экспериментов. Программу всех работ…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!