Невероятно, но факт!

Часть 4

Дальнейший осмотр спускаемого аппарата изнутри, исследования и эксперименты на предприятии, куда он был доставлен, позволили установить истинную причину происшедшего. На большой высоте, порядка 100—120 километров, в момент разделения корабля на части, перед входом в плотные слои атмосферы из-за несвоевременного раскрытия одного из клапанов произошла разгерметизация спускаемого аппарата.

Конструкция этих клапанов была тщательно продумана и многократно испытана и на Земле и в космосе. Уже десять «Союзов» вернулись с орбиты на Землю, и эти клапаны всегда срабатывали безотказно.

На трех из этих десяти пришлось летать мне, и ни у кого они не вызывали и тени подозрения. Открытие их происходило в несколько этапов, под контролем автоматики. И то, что случилось, казалось немыслимым… Но факт остается фактом…

Совершенствуя технику, конструкторы прежде всего заботятся о повышении ее надежности. И техника действительно становится все более и более надежной, заметно облегчается управление ею. И тем не менее предусмотреть все случайности не удается…

Разгерметизация произошла настолько неожиданно и так стремительно, что предпринять каких-либо мер для своего спасения космонавты не могли. Они, возможно, даже не успели определить истинной причины аварии…

Похороны героев состоялись на Красной площади в Москве. Урны с их прахом были установлены в кремлевской стене. На родине героев поставлены памятники… Но лучшим памятником экипажу «Союза-11» служат новые орбитальные станции и космические корабли, которым они проложили дорогу в космос…

Все системы и конструкция корабля и станции подвергались новым скрупулезнейшим испытаниям и на стендах на Земле, и в реальном космическом полете беспилотных аппаратов. Общими усилиями велась большая работа по повышению надежности космических систем…

А штурм космоса между тем продолжался… Выводились на околоземные орбиты все новые и новые искусственные спутники Земли — и исследовательские серии «Космос», и метеорологические серии «Метеор», и спутники связи серии «Молния».

В декабре 1971 года достигли Марса наши автоматические межпланетные станции «Марс-2» и «Марс-3». Впервые в мире спускаемый аппарат советской межпланетной станции мягко опустился на поверхность этой загадочной планеты. На Луне продолжал работать наш «Луноход», удивляя всех своим колоссальным запасом прочности.

Его работа продолжалась уже почти год — намного больше запланированного срока. «Луноход» проделал путь свыше десятка километров, передал на Землю сотни снимков и другой информации. В феврале 1973 года «Луна-20» доставила на Землю с поверхности Луны очередную порцию лунного грунта. В июле 1972 года спускаемый аппарат станции «Венера-8» совершил управляемый спуск в агмоферу этой планеты и посадку на ее поверхность…

Продолжали свои космические исследования и американцы, В конце 1971 года состоялась их очередная экспедиция на Луну. «Аполлон-XV» доставил на поверхность нашего естественного спутника еще двух астронавтов — Дэвида Скотта и Джеймса Ирвина, а третий член экипажа — Альфред Уорден ожидал товарищей на окололунной орбите.

С Дэвидом Скоттом и членами его семьи я познакомился еще в 1969 году в Париже, когда был приглашен для участия в работе авиационного салона. Естественно, что за его полетом я следил с особым интересом и вниманием. Дэвид и его товарищ по экипажу пробыли на Луне более трех суток. Они впервые испытали устройство, служащее для передвижения по поверхности Луны, — механическую тележку. Полет к Луне и возвращение на Землю прошли у них без особых происшествий, и я от души поздравил Дэвида с успехом.

Когда мне несколько позже пришлось побывать в США, мы встретились с Дэвидом Скоттом, и он подарил мне на память свою фотографию, сделанную Ирвином на Луне, Дэвид стоит возле огромных каменных глыб, между которыми астронавтам приходилось проезжать на своей «тележке».

Следующая экспедиция на Луну состоялась в апреле 1972 года. В экипаж космического корабля «АполлонXVI» входили Джон Янг, Томас Маттингли и Чарльз Дьюк. Они благополучно достигли района Луны, но после отделения лунной кабины от основного блока обнаружились неполадки в работе двигательной установки основного блока и встал вопрос о целесообразности высадки астронавтов на поверхность Луны.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 13

Испытать в реальном космическом полете эти новые автоматические системы сближения и стыковки транспортного корабля со станцией «Салют3» было поручено Геннадию Васильевичу Сарафанову и Льву Степановичу Демину на корабле «Союз-15». Космический корабль стартовал 27 августа 1974 года и был выведен на расчетную орбиту. Экипаж корабля четко выполнил коррекцию орбиты, и скоро система поиска корабля обнаружила станцию…

Часть 14

24 мая к станции «Салют-4» отправился еще один экипаж — Петр Климук и Виталий Севастьянов. Они проработали на станции более двух месяцев — 63 дня. Их программа работ на станции была еще более сложной и обширной, чем все предыдущие. В дальнейшем «Салют-4», так же как и его предшественник «Салют-3», продолжал свою работу в автоматическом режиме…

Часть 15

В горах были обнаружены ледники, о существовании которых ранее даже не подозревали. Детальной съемке подверглись шельфовые зоны Черного и Каспийского морей. Продолжались исследования земной атмосферы, начатые еще в полете Евгением Хруновым, на предмет ее запыленности. Дело в том, что атмосфера Земли запыляется из разных источников: из космоса — космической пылью, природной пылью — в результате…

Часть 16

Полет Волынова и Жолобова продолжался без малого 7 недель — 48 суток. Впервые на нашей станции были установлены своеобразные весы, которые позволяли взвешивать в невесомости, и медики на Земле могли постоянно следить за динамикой изменения веса космонавтов. Вернее — не веса, а массы. Космические «весы» так и назывались массметром. На «Салюте-5» были применены и новые…

Часть 17

Орбиту полета корабля «Союз-22» рассчитали так, чтобы можно было проводить с нее съемки и большей части территории СССР и территории ГДР. Для этого наклонение орбиты пришлось увеличить и довести до 65 градусов, в то время как орбиты всех других «Союзов» имели наклонение чуть более 51 градуса. Большое наклонение орбиты потребовало при запуске корабля больших энергетических…

Часть 1

6 июня 1971 года в 7 часов 55 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовала космическая ракетаноситель с транспортным кораблем «Союз-11». Через девять минут корабль был выведен на расчетную орбиту спутника Земли. Экипаж четко выполнил все предусмотренные программой подготовительные операции по коррекции орбиты и уверенно состыковал свой корабль со станцией «Салют». Через некоторое время…

Часть 18

Конструкторы корабля внимательно изучили причины нерасчетной работы системы управления и внесли в нее необходимые коррективы. Почти полгода станция «Салют» работала в автоматическом режиме. Электромеханическая система ориентации и стабилизации (это еще одна новинка для «Салютов») удерживала ее на орбите в заданном положении, обеспечивая точность наведения приборов при выполнении различных научных исследований и экспериментов. Программу всех работ…

Часть 2

На борту станции был установлен звездный телескоп «Орион». Впервые в истории астрономии с помощью этого телескопа за пределами атмосферы были получены спектрограммы звезд — Беги из созвездия Лиры и Агены из созвездия Центавра. С помощью другого телескопа — «Анна» фиксировалось гаммаизлучение, регистрировались потоки космических лучей и отдельных космических частиц высоких энергий — до 100 миллиардов…

Часть 3

С корабля «Сергей Королев» ребятаодесситы прислали теплое поздравление в стихах. Зачитали по радио выдержку из газеты «Правда». Меня на сессии городского Совета Одессы избрали почетным гражданином города. С Земли передают: «Скоро спуск! Вводится режим усиленной физической подготовки!» И вот он наконец настал, этот день — день завершения работы на станции «Салют», день спуска с орбиты……

Часть 5

Пока специалисты Центра управления полетом проигрывали на ЭВМ сложившуюся ситуацию, лунная кабина успела трижды облететь Луну. Тревога оказалась ложной, и с шестичасовым опозданием Джон Янг и Чарльз Дьюк прилунились в сильнопересеченном районе. Астронавты дважды выходили из лунной кабины и совершали «прогулки» по Луне. При этом они также использовали для передвижения механическую тележку. Во время первого…

ледерин
Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!