Невероятно, но факт!

Часть 12


«Стыковка» на земле

«Стыковка» на земле


Во время полета корабля по космической орбите космонавт находится в состоянии невесомости. На Земле воспроизвести состояние невесомости чрезвычайно трудно. Но ученые сумели создать и такие тренажеры.

Из салона обыкновенного пассажирского воздушного лайнера Ту104 убрали кресла, стены обили толстым слоем мягкого поролона, и самолет превратился в «летающую лабораторию» — «бассейн невесомости».

Летчик поднимает самолет в воздух, набирает скорость, выполняет горку, а затем переводит его в пикирование по определенной, строго рассчитанной траектории и… внутри самолета наступает невесомость — все тела теряют свой вес. Правда, это состояние длится всего 20—30 секунд.

Но и их бывает достаточно, чтобы, вопервых, «поближе» познакомиться с этой самой невесомостью, а вовторых, отработать в этих необычных для Земли условиях некоторые приемы работы в космосе. Например, передвижение по отсекам корабля, надевание скафандра, проведение различных экспериментов, ну и, конечно же, все «бытовые операции», такие, как, «прием пищи», «подготовка ко сну» и т. д. и т. п. Когда отрабатываются особо сложные действия в невесомости, летчику приходится не один раз поднимать свою машину на высоту и переводить ее в полет по расчетной траектории.

Более длительное состояние невесомости можно создать в «бассейнах гидроневесомости». Этот бассейн находится на Земле и в полном смысле этого слова является «бассейном»: он заполнен водой. Космонавты работают в этом бассейне в специальных скафандрах. Помните закон Архимеда? «Тело, погруженное в жидкость, теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная им жидкость»? При определенных условиях можно добиться, чтобы погруженный в воду в специальном скафандре космонавт терял в своем весе ровно столько, сколько он весит сам. И тогда, находясь в бассейне, он оказывается как будто бы в невесомости…

Уже второй полет в космос — Германа Степановича Титова, который продолжался более суток, подсказал нашим медикам — для того, чтобы космонавты могли легче переносить длительную невесомость, они должны перед полетом специально тренировать свой вестибулярный аппарат. Были созданы тренажеры и для этой цели. Такими тренажерами стали различные вращающиеся кресла и барабаны, качели и другие приспособления.

Конечно, качаться на качелях дело довольно приятное, но не тогда, когда они качаются монотонно впередназад и сидеть на них приходится по нескольку часов…

Космический корабль во время полета по орбите обычно совершает вращательные движения.

В Центре подготовки космонавтов имелся тренажер, на котором космонавтов можно было вращать сразу в трех разных направлениях. Этот тренажер назывался «триплексом», или «ротором».

Тренировки в роторе, прямо скажу, не доставляли удовольствия. Космонавта безостановочно вертят и крутят во все стороны, а он при этом должен выполнять еще и различные осмысленные действия, имитирующие управление кораблем. Однако, как говорится, «взялся за гуж, не говори, что не дюж».

На одних тренажерах тренировки продолжались по нескольку минут, на других — по дватри, а то и более часов. На некоторых приходилось работать довольно редко. Так, на катапульте мне за шесть лет пришлось катапультироваться всего восемь раз. Но на большинстве тренажеров тренировки проводились регулярно, чуть ли не каждый день.

К числу тренажеров можно отнести не только различные стенды, но и так называемые «камеры» — сурдокамеру, барокамеру, термокамеру.

В сурдокамере все мы проходили испытания и тренировки на тишину и одиночество. Сурдокамера — это такая маленькая комнатушка, имеющая отличную звуковую изоляцию — ни один звук снаружи в нее не проникает.

В камере есть стол для работы. Над столом — приборная доска, рядом — стул и топчан для отдыха, холодильник с продуктами, за шторкой — туалет. И в этой маленькой комнате в полной тишине космонавт должен прожить десяток, а иной раз и больше дней, ни с кем не общаясь. На первый взгляд это несложное испытание — кому из нас не хочется порой уединиться и побыть в тишине? Но это только на первый взгляд.

На деле же получается наоборот. Ибо далеко не все люди могут переносить долгое пребывание в одиночестве, тишине, без какой-либо информации из внешнего мира, да еще в малом замкнутом пространстве. Боязнь замкнутого пространства называют клаустрофобией. Тот, кто страдает клаустрофобией, не может быть космонавтом…

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 16

В космосе будут создаваться и малые и большие орбитальные станции. Для этого нужны будут специалисты, способные активно работать в космосе как внутри корабля или станции, так и вне их, —  рабочие-монтажники, ремонтники. Ведь долговременное пребывание станции на орбите, несомненно, потребует проведения и ремонтных работ, и профилактических осмотров наружного состояния станции — и надо уже сейчас,…

Часть 17

Алексей, как это и было предписано программой, посидел немного на обрезе люка, осмотрелся и осторожно начал выбираться из шлюза. Мы понимали, как трудно ему приходится сейчас. Хотелось помочь. Но что мы могли сделать? Только переживать да давать советы, в которых в этот момент он, по-видимому, совсем и не нуждался — действовал четко, как на тренировках….

Часть 18

Обязательно проводятся предварительные испытательные полеты в автоматическом режиме, без космонавта на борту. И только после всего этого в космос отправляется пилотируемый корабль. И все же разного рода неожиданности не исключены. Космические полеты дело новое, проводятся они в среде малоизученной, и абсолютно все предусмотреть невозможно. И вот одна такая неожиданность подстерегла и наших друзей… Когда Павел…

Часть 19

Помоему, сейчас уже нет нужды дискутировать на тему: «Человек или автомат?» Жизнь ответила на этот вопрос: человек и автомат не конкуренты. Они дополняют друг друга и уже никогда не смогут обходиться один без другого. Вот почему ученые думают теперь не о том, как автоматами заменить человека в космосе, а как разумнее сочетать работу автоматов с…

Часть 20

Чем лучше будет подготовлен космонавт как испытатель, тем лучше он будет управлять этой новой техникой. Характерные черты настоящего летчикаиспытателя: умение быстро определить особенности новой машины, легко ориентироваться в непривычных системах ее управления и эксплуатации, быть все время готовым к любым неожиданностям. Они — эти качества — должны быть свойственны и испытателям космической техники. Мне по…

Часть 21

Париж, 1969. В. Шаталов, Д. Маттингли, Д. Скотт, Р. Швейкарт, А. Елисеев Наших инструкторов никак нельзя было заподозрить в халатности или невнимании к нам, тем более в отсутствии интереса к нашим занятиям. Ктолибо из них постоянно был рядом, охотно и подробно отвечал на все наши вопросы. Только вопросы эти мы должны были задавать сами, никто…

Часть 22

Человек на Луне. (Фотография, подаренная В. Шаталову Дэвидсм Скоттом.) Правда, поначалу он вместе с нами забрался в кабину вертолета, но только для того, чтобы отвести его подальше от аэродрома и найти в лесу «подходящую лужаечку». Потом посадил машину, вылез и сказал: — Действуйте, ребята, спокойно. Главное — без спешки и суеты. Если что не так…

Часть 23

Первая посадка в режиме авторотации прошла благополучно. И мы с Алексеем облегченно вздохнули. Но Гарнаев не спешил нас отпускать восвояси. — Чтобы уверенно из любого положения сажать вертолет с отказавшим двигателем, — сказал он, — нужно совершить по меньшей мере шесть посадок… Если бы вы знали, как в тот момент нам не хотелось еще раз…

Часть 24

Американцы очень болезненно реагировали на успехи советской космонавтики. Они никак не могли смириться с тем фактом, что наша страна — первая в мире страна социализма, вопреки прогнозам западной прессы в космосе оказалась впереди крупнейшей и богатейшей страны капиталистического мира и первой запустила искусственный спутник Земли, первой отправила ракеты к Луне, Венере и Марсу, наконец, первенствовала…

Часть 13

В космосе и на земле получена свежая почта Но тишина и одиночество — это еще не все обязательные условия испытаний. В сурдокамере мы обычно проводили дни и ночи по необычному графику. Он мог быть «перевернутым» — то есть, когда за стенами сурдокамеры день, у нас в камере «ночь», и мы должны спать, а когда все…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!