Невероятно, но факт!

Часть 18

Свечение за бортом усиливается, теперь мы видим настоящее пламя, но это горит уже теплозащитная обшивка корабля. Наверное, со стороны наш спускаемый аппарат похож сейчас на летящий болид. Перегрузки усиливаются. Дышать становится трудно. Вокруг что-то шипит, гудит, аппарат наш дрожит, на стеклах иллюминаторов играют оранжево-красные отблески пламени. Впечатление куда более сильное, чем в момент дневного спуска с орбиты.

Наконец пламя стихает, еще несколько минут напряженного ожидания — и вот вводятся в действие вытяжной, тормозной и основной парашюты. Вся система срабатывает надежно, и мы, плавно покачиваясь, направляемся к Земле. В иллюминаторах опять темень…

На высоте около тысячи метров стали видны некоторые детали земной поверхности. Алексей и Николай Николаевич, которые находились рядом с иллюминаторами, дружно сообщили, что внизу под нами они видят озеро.

Перспектива купания нас совсем не устраивала. В программу испытаний это, во всяком случае, не входило. Но возможность спуска на воду была предусмотрена заранее. Наш спускаемый аппарат обладал способностью продолжительное время держаться на плаву, чтобы мы получили возможность надеть на себя специальные гидрокостюмы и при необходимости покинуть корабль.

Однако купаться нам не пришлось. Когда Алексей снова заглянул в иллюминатор, он, почти как матрос Колумбовой шхуны, закричал: «Земля!»

Вскоре мы услышали, как сработали двигатели мягкой посадки: корабль покачался-покачался и встал. Встал крепко. Значит, сели не на воду, а на землю. Хорошо!

Теперь можно было пожать друг другу руки и поздравить с благополучным завершением полета.

Едва доложили по радио о приземлении и уложил в мешки бортжурналы, различные документы и материалы, как услышали стук — это прибыла поисково-спасательная команда. Она отлично сработала и в условиях приближающегося рассвета сумела заметить нас еще в момент спуска на парашюте. Товарищи внимательно наблюдали за нами. Летчики посадили свои вертолеты в непосредственной близости от нашего корабля.

Дальше все пошло по хорошо знакомому порядку. Сдали корабль группе поиска.

Продемонстрировали отличное состояние своего здоровья врачам. Ответили на вопросы журналистов. Они даже ночью нашли нас! А затем перебрались в вертолет и полетели в Караганду.

А потом был Байконур. И Москва. Рабочая, деловая встреча на подмосковном аэродроме, переезд в Звездный городок и торжественная встреча в актовом зале Дома культуры Звездного. Несколько дней отдыха — и правительственный прием в Кремле, где мы докладывали руководителям партии и правительства о результатах своего полета.

А в Центре, в Звездном, в это время уже завершал подготовку к своему полету экипаж корабля «Союз-11».

Мы поспешили поделиться с товарищами впечатлениями о полете к станции, рассказать им о некоторых характерных деталях сближения со станцией, стыковки с нею, о ее состоянии, результатах опробования ее систем.

Во время нашего полета было получено много интересных данных, которые потребовали внесения некоторых изменений в конструкцию комплексного тренажера и в планы подготовки новых экипажей.

Экипаж еще несколько раз проиграл на тренажере основные этапы подлета к станции, сближение с ней и стыковку.

Я с большим интересом и удовольствием наблюдал за работой экипажа «Союза-11». Не скрою, поначалу у меня, да и не только у меня, были кое-какие сомнения в совместимости членов этого экипажа. Уж больно все они были разными.


«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 19

Георгий Тимофеевич Добровольский — летчик-истребитель. Перед приходом в отряд космонавтов был начальником политотдела авиационного полка. Прекрасно знал свое дело, умел общаться с людьми, был требовательным и серьезным начальником. В отряд мы пришли с ним одновременно. Вместе проходили медицинскую комиссию. Вместе приступили к занятиям. Вместе прыгали с парашютом и сдавали зачеты по летной подготовке. Георгий очень…

Часть 14

Честный, добросовестный, предельно откровенный и очень общительный, он сразу полюбился нам и органично влился в наш маленький коллектив. После двух-трех тренировок мы все трое уже понимали друг друга с полуслова, а еще через некоторое время и вообще обходились без слов, только обменивались выразительными взглядами… Нам предстояло хорошо изучить не только модифицированный корабль «Союз», но и…

Часть 15

На партийном собрании космонавтов и тружеников космодрома мы с Алексеем и другими нашими товарищами рассказывали о работе XXIV съезда партии, о его исторических решениях. Привычная деловая обстановка космодрома сразу заставила нас перейти на жесткий предстартовый режим. Появились вновь марлевые повязки на лицах всех тех, кто нас окружал. Контакты со специалистами были сведены к необходимому минимуму….

Часть 16

Рисковать не стали, да и хотели проверить потщательнее — почему так произошло с мачтой? На другой день старт корабля состоялся секунда в секунду. Ракета пошла вверх, и уже ничто не могло ее остановить. В третий раз переживал я старт в космос. Чувствовал себя уверенно. Не сомневался в надежности нашей космической техники. Верил в товарищей по…

Часть 17

Мы доложили на Землю о выполнении первой части нашего задания и приступили к работе по второй части — проверили состояние соединительных цепей, всех рабочих систем станции. Экипаж наш работал собранно, слаженно, напряженно, мы с Алексеем старались облегчить работу Николая Николаевича, пытались освободить его от выполнения некоторых операций. Он быстро разгадал нашу хитрость. — Что вы…

Часть 2

И вот старт! Отрабатывают двигатели первой, а затем и второй ступени. Пауза мне кажется значительно короче, чем в первом полете, и снова нарастают перегрузки. Третья ступень выводит нас на орбиту… Следим за открытием панелей солнечных батарей, антенн. Корабль приводится в рабочее состояние. Нас поздравляют с выходом на орбиту, и сразу же мы слышим голоса друзей….

Часть 3

Наиболее сложным этапом было осуществление сближения в полосе тени Земли. Однако световые маяки позволяли нам хорошо контролировать расстояние между кораблями. Дальность их видимости оказалась гораздо большей, чем видимость корабля на освещенной части Земли, особенно на пестром фоне поверхности нашей планеты. Надо сказать, что день 14 октября был самым сложным и трудным в нашем полете, заполненным…

Часть 4

Последующий анализ фотографий, полученных из космоса и с самолета, показал высокую эффективность космической съемки. На фотографиях, сделанных из космоса с высоты 200—300 километров, исчезают мелкие детали земной поверхности, но зато более явственно выступают глобальные явления — тектонические разломы земной коры, сбросы, трещины, складчатые, кольцевые и купольные структуры, которые на снимках, сделанных с самолета, обычно не…

Часть 5

Мы внимательно вслушивались в доклады Шонина и Кубасова и хорошо представляли себе, что происходит на корабле в данное время. Вот космонавты заняли свои места перед пультом управления кораблем. Закрыли переходной люк в орбитальный отсек и проверили его герметичность. Сбросили давление из орбитального отсека. «Открыли дверь» в космос и выждали некоторое время, чтобы убедиться в том,…

Часть 6

Прошли еще сутки. Пора было готовиться к посадке. Имея уже достаточный опыт, мы быстро справились с выполнением штатных работ. Используя небольшой резерв времени, я решил укрепить спицу штурвала переходного люка, которую так неосторожно повредил перед стартом. Большой необходимости для такого ремонта не было, но… лишняя гарантия никогда не вредит… Внимательно осмотрел место поломки и занялся…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!