Невероятно, но факт!

Часть 3

Как это ни покажется странным после всего того, что я рассказывал о технической несовместимости наших кораблей, но в вопросах отбора и подготовки космонавтов серьезных расхождений у нас с американцами оказалось немного. И по ходу знакомства мы обнаруживали все больше и больше сходства. Хотя, естественно, порой находили и довольно серьезные несоответствия.

Первым шагом к большому взаимопониманию в этом вопросе и была наша поездка в Хьюстон.

Мы ставили перед собой конкретную задачу: определить объем и последовательность предстоящей работы и ее характер, составить более или менее точно рассчитанный график подготовки экипажей. Но прежде всего надо было поближе познакомиться и обменяться опытом, накопленным в обеих странах в этой области.

В Хьюстон мы прилетели ночью 14 марта 1973 года. В аэропорту нас встретили представители администрации Центра имени Джонсона: его директор К. Крафт, доктор Дж. Лоу и американские астронавты Т. Стаффорд и Д. Слейтон, которые в то время занимали руководящие посты в отделе подготовки экипажей.

Рукопожатия, приветствия, теплые слова. Спасаясь от хьюстонской жары, все заторопились к машинам. По пути в космический центр НАСА кто-то из американцев предложил: «В такую душную ночь неплохо бы угостить гостей холодным пивом». Идея всем понравилась. И Том Стаффорд остановил свой автомобиль у придорожного магазина. Вопреки ожиданиям он вышел оттуда с пустыми руками. Потом была вторая остановка и третья, но и они оказались безрезультатными. Когда машина остановилась в четвертый раз, я решил выйти вслед за Стаффордом и узнать, в чем же тут дело.

В ярко освещенном магазинчике у одной из полок с товаром Том Стаффорд горячо объяснял хозяину, что он астронавт, который трижды летал в космос, и просил продать ему пива. Хозяин наотрез отказывался, ссылаясь на закон штата, запрещающий продавать алкогольные напитки после десяти часов вечера. Не помогло Стаффорду и сообщение о том, что он хочет угостить пивом советских космонавтов — гостей Хьюстона, гостей Техаса, гостей Америки. Хозяин магазина был неумолим.

Раздосадованный Стаффорд сокрушался под общий смех:

— Вот обида какая! Надеюсь, этот случай не помешает нашей успешной работе?!

Трудно перечислить все вопросы, которые волновали нас в тот самый первый визит. Трудно не только потому, что вопросов было очень много. Ни мы, нн американцы тогда не догадывались даже, какие неожиданности ждут нас в будущем.

Опыт, накопленный нашей страной и американцами в подготовке экипажей к полетам по своим национальным программам, не вызывал сомнений ни у одной из сторон. И мы в основном сосредоточили наши усилия на поиске совместных решений. Технические средства подготовки экипажей к полетам на кораблях «Союз» и «Аполлон» по национальным программам были достаточно полны и совершенны. Они обеспечивали хорошую подготовку космических экипажей и с некоторой долей доработки вполне могли быть использованы и при подготовке к совместному полету.Эти приемы западной буржуазной прессы нам были хорошо знакомы.

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 2

Контакты между советскими космонавтами и американскими астронавтами, между Центрами подготовки космонавтов Звездного городка и Хьюстона начались еще в 1970 году, когда в США вскоре после полета на корабле «Союз-9» побывали А. Г. Николаев и В. И. Севастьянов. Они поделились тогда со своими американскими коллегами опытом проведения самого длительного для того времени космического полета. А чуть…

Часть 4

Мы договорились внимательно проанализировать состояние этих средств и при необходимости либо дополнить их, либо создать заново, если имеющиеся средства будут заняты для подготовки экипажей по внутренним программам. Работать решили по такой схеме: сначала детально изучить организацию подготовки и технику друг друга, а затем отработать в ходе тренировок все действия экипажа при выполнении совместных работ на…

Часть 5

Основная задача всех этих полетов заключалась в том, чтобы воспитать у гражданских специалистов чувство ответственности в полете за все свои действия, за те ошибки и просчеты, которые в воздухе могут привести к гибели или весьма серьезным неприятностям. Всего этого практически невозможно добиться на обычных тренажерах. Если говорить о различиях в системе подготовки космонавтов и астронавтов,…

Часть 6

Мы познакомились с этими инструкциями и по достоинству их оценили. Эти инструкции позволяли легко разбираться в любой системе. Объяснения приводятся в них четкие, лаконичные, очень конкретные. Все тексты снабжаются принципиальными схемами, красочными рисунками отдельных узлов и деталей. По ним можно быстро понять устройство того или иного узла, механизма, разобраться в принципах его работы, понять его…

Часть 7

Том Стаффорд показал нам один из залов Центра управления полетом. Он пояснил, что операторами связи с экипажем в период подготовки и проведения полетов назначаются члены так называемого «экипажа поддержки». В него входят астронавты, которые готовятся к полету наравне с основным и дублирующим экипажами. Они хорошо знакомы с программой полета и могут грамотно разговаривать с астронавтами,…

Часть 8

После турболета и на тренажере работается совсем по-иному, с большим чувством ответственности. Это очень важно, так как в реальном полете нет ни времени, ни возможностей для размышлений. Приходится действовать автоматически и абсолютно точно. Турболет ошибок не терпит, иначе… Впрочем, — добавил Дэвид, — ты сам знаешь, к чему приводят ошибки… кое-кому приходилось катапультироваться с этого…

Часть 9

После отдыха мы с новыми силами продолжали «стыковку» наших планов подготовки к совместному эксперименту в космосе. По моей просьбе нас познакомили с деятельностью отдела НАСА по контролю за работой частных фирм, создающих космические корабли и отдельные системы к ним. Большая роль в этом деле принадлежит самим астронавтам и специалистам НАСА, которые непрерывно следят за разработкой,…

Часть 10

Приближался конец нашего первого визита в Хьюстон. Мы подготовили несколько протоколов и важных документов по результатам первых переговоров. Как правило, у нас такие документы подписываются и визируются всеми участниками переговоров и представителями заинтересованных организаций. Однако американцы предложили иной порядок визирования, и мы согласились с ним. Основные документы подписывали только директора проекта, как лица, ответственные за…

Часть 11

В начале 1974 года мы проводили испытания станции «Салют-3» в автономном и пилотируемом режимах. В космос стартовали корабли «Союз-14» и «Союз-15». В конце года на орбиту была выведена новая станция — «Салют-4». В начале следующего года на этой станции работал экипаж корабля «Союз-17», затем к ней направлялся еще один «Союз» с космонавтами В. Лазаревым и…

Часть 12

Объявили состав своих экипажей и американцы. В основной вошли Томас Стаффорд, совершивший к тому времени уже три космических полета, в том числе один на «Аполлоне» к Луне, и «новички» Дональд Слейтон и Вене Бранд, которые хотя ни разу не были в космосе, но уже считались ветеранами отряда астронавтов. На протяжении многих лет они осуществляли подготовку…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!