Невероятно, но факт!

Часть 5


На Внуковском аэродроме

На Внуковском аэродроме


Тщательно проводились наземные и полетные испытания корабля, а мы снова готовились принять участие в испытаниях «Союза» в.условиях пилотируемого космического полета

Ни на один день не приостанавливалась и широкая программа исследований космического пространства с помощью автоматических аппаратов. За год — с апреля 1967го по март 1968 года — на космическую орбиту в Советском Союзе было выведено более 50 спутников серии «Космос», два спутника связи «Молния1», с помощью которых осуществлялась трансляция телевизионных передач на районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Межпланетная станция «Венера4» впервые в истории осуществила спуск в атмосферу Утренней звезды, на гелиоцентрическую орбиту был выведен «Зонд4», готовилась к старту «Луна14», которой суждено было стать еще одним спутником нашей Селены…

В Центре подготовки космонавтов устанавливались новые тренажеры — ведь программа очередного испытания «Союза» в пилотируемом варианте не была простым повторением первого полета, предстоял запуск сразу двух кораблей: пилотируемого и беспилотного. Пилотируемый должен был совершить несколько сложных маневров на орбите по сближению с беспилотным кораблем.

Все это требовало от нас новых навыков и умений, новых, еще более сложных занятий на тренажерах. Значительно расширялась и программа нашей летной подготовки.

Особенно рад был этим полетам Юрий Алексеевич Гагарин. Как заместителю начальника ЦПК ему редко удавалось выкроить время для тренировочных полетов. Но когда Государственная комиссия вновь подтвердила свое решение о включении его в состав группы космонавтов, готовящихся к новым испытаниям «Союза», он получил возможность летать вместе с нами.

Юрий Алексеевич успешно завершил расширенную специально для него программу «вывозных» полетов с инструкторами, и вот наступил день, когда он должен был совершить свой первый самостоятельный вылет…

…Утро 27 марта 1968 года обещало хорошую погоду. Облака держались на довольно большой высоте, в просветах голубело по-весеннему чистое небо, дул слабый ветерок, пригревало солнце.

Техники готовили к вылету «спарки» —  учебнотренировочные МиГи15. Рядом стояли готовые к вылету одноместные истребители МиГи17. На одном из них после зачетного полета должен был лететь Гагарин.

Мы приехали на аэродром вместе с Юрой. Вместе прошли предполетный медосмотр. Я видел, как Юра подошел к своему самолету, доложил полковнику Серегину о готовности к полету, и они оба заняли места в своей «спарке»: Гагарин — впереди, Серегин — сзади, в инструкторской кабине.

Через полчаса после них я должен был вылететь в своей «спарке» с одним из бортинженеров. Наш самолет стоял рядом, и мы пошли проводить Юру и пожелать ему успеха. Гагарин улыбнулся нам своей доброй улыбкой и помахал рукой. Он уверенно повел машину на взлетную полосу. Мастерски взлетел.

Мы направились к своему самолету. Я запустил двигатель и запросил разрешение выруливать на взлетную полосу, а в ответ молчание. Слышу только, как оператор настойчиво вызывает машину Юрия:

— 625! 625! Как слышите? 625! Отвечайте!

Но ответа 625-го нет и нет… Связь прервалась.

Тревога охватила всех. Руководитель полетами приказал мне выключить двигатель. По маршруту гагаринского самолета отправили вертолет. Его экипаж и принес ужасную весть о гибели самолета в густых лесах Владимирской области в районе города Киржач.

Сжалось сердце. Слезы туманом заволокли глаза. Трудно было поверить, что нет больше Юрия…

Оба летчика были хорошо подготовлены к полету. Юрий сдавал экзамен на право самостоятельного вылета. Полковник Серегин принимал у него этот экзамен и должен был оценить готовность Юрия летать самостоятельно. Я много раз в своей жизни был и в роли сдающего, и в роли принимающего такие полетные экзамены. И хорошо представляю ответственность обоих, желание выполнить полет как можно лучше…

«Трудные дороги космоса», В.А.Шаталов

Часть 15

Чем лучше вживается в свою роль актер, тем лучше его игра и тем большим успехом он пользуется у зрителей. «Играй так, чтобы я не видел, что заучено», — говорил великий актер М. С. Щепкин, обращаясь к молодому коллеге. Нечто подобное слышим нередко и мы от своих учителейметодистов — они тоже требуют от нас такой игры,…

Часть 16

Готовился к старту «Союз-9». Чтобы хоть както отвлечь членов экипажа от предстоящей работы и дать возможность им хорошенько отдохнуть, была организована рыбалка. Отправились на зорьке большой компанией, вооружились отличными снастями, но рыба не ловилась, клев был плохой. И только командиру «Союза9» Андрияну Григорьевичу Николаеву повезло — к нему на крючок попалась огромная щука. Попытка снять…

Часть 17

Примерно за месяц до отлета из Звездного городка на Байконур в Центре проводится самая главная, заключительная, тренировка космонавтов. Эта последняя тренировка называется комплексной, потому что на ней проигрывается почти вся программа полета и бывают задействованы не только космонавты, но и все те службы, которые будут участвовать в обеспечении и руководстве предстоящим полетом. Эту тренировку можно…

Часть 18

Чувствовалась усталость. От долгого сидения в тренажере мои мышцы болели, как будто я все эти двое суток таскал на себе мешки с мукой. Я с напряжением ждал момента включения двигателя. Все время казалось, что меня снова испытывают в очередной «нештатной» ситуации и вот еще «заставили» и тормозной двигатель выйти из строя… Подумал, не пора ли…

Часть 19

На следующий день состоялась торжественная традиционная встреча космонавтов со стартовой командой космодрома — рабочими, техниками, инженерами, с теми, кто готовит космические корабли и ракеты к старту. Эта встреча напомнила мне свадьбу, когда большая и дружная семья отдает в жены свою любимую дочь. Родные и близкие «невесты» собрались посмотреть на «жениха», на того, кому доверяют свою…

Часть 20

Не буду рассказывать всех подробностей старта Берегового, о нем хорошо рассказал сам Береговой в своих книгах… Лично я испытывал в то осеннее утро странное ощущение раздвоенности, искренне радовался за товарища, вместе с которым прошел долгий путь подготовки к этому старту. Радовался и за себя, что оказался в числе кандидатов на этот сложный полет и с…

Часть 21

Но времени для эмоций нет — спешим к автобусам, они ждут нас, чтобы отвезти на аэродром, а оттуда уже воздушным путем будем добираться до Центра управления полетом. Мы с Борисом продолжим свою работу главных операторов по связи с кораблем уже в Евпатории, через нас будут идти все переговоры с Береговым. За долгие месяцы подготовки к…

Часть 13

Перед началом работы на тренажере мы подробно разбирали с методистами характерные особенности участка, все действия космонавта в кабине тренажера, определяли их последовательность. Потом методисты отвечали на наши вопросы, проверяли, хорошо ли мы поняли задание, и только после этого можно было занимать рабочее место на тренажере. Обычно тренировки продолжались непрерывно по 3 — 4 часа. Отрабатывались…

Часть 14

Отработка каждого участка полета продолжалась до тех пор, пока все не убеждались в готовности космонавта к уверенным, четким действиям в полете в любой ситуации. Методически все наши тренировки строились так, чтобы космонавт в кабине тренажера постоянно ощущал себя находящимся на настоящем корабле, совершающим реальный полет. Даже то, что в тренажере невозможно было воспроизвести: перегрузки, невесомость,…

Часть 1

Георгий Тимофеевич Береговой, Борис Валентинович Волынов, Георгий Степанович Шонин и я принимали участие в подготовке к полетам по программе «Восход». Но успешное решение всех задач, поставленных перед «Восходом» и «Восходом2», а также отличные результаты при испытаниях нового космического корабля в беспилотном варианте не потребовали дополнительных запусков «Восходов» и позволили все внимание сосредоточить на новом корабле,…

Все права защищены ©2006-2024. Перепечатка материалов с сайта возможна только с указанием ссылки на сайт – Невероятно, но факт!.
Email: hi@poznovatelno.ru. Карта сайта
 

Невероятно, но факт!